«Не следует спрашивать, что нужно знать

и уметь человеку для жизни в рамках существующего

общественного порядка. Нужно спрашивать, что

заложено в человека и что в нем может быть развито.

Тогда станет возможным внесение в общественный

порядок новых и новых сил подрастающего поколения».

 

Р. Штайнер

 

Ситуация с вальдорфской педагогикой в мире и в России двоякая. С одной стороны, не иссякают многочисленные мифы, домыслы и совершенно сознательная ложь о том, как воспитывают детей в вальдорфских детских садах и школах. С другой стороны, можно видеть не менее разнообразные формы признания вальдорфской педагогики: от элитарности вальдорфских школ в отдельных городах и странах до обозначения ЮНЕСКО вальдорфской педагогики в качестве ориентира для модернизации образования в XXI веке.

Внешнее признание не является самоцелью вальдорфской педагогики. К сожалению, сейчас вместо педагогических понятий «образование» и «воспитание»» все чаще из уст политиков и чиновников раздаются экономические термины: «образовательные услуги», «рынок образовательных услуг» и «предприятие образовательных услуг» (вместо «школа»), «стандарты» (вместо «знания» и «умения»), «технологии конструирования педагогического процесса» (вместо «методы обучения и воспитания»), «каналы дальнейшего обучения» (вместо «институты»). Но это не только звучит; детские сады, школы и вузы реально пытаются превратить в коммерческие организации. Главная (и единственная) цель образовательных учреждений – воспитывать и обучать детей, подростков и молодых людей – агрессивно выталкивается совершенно чуждой для педагогики целью – зарабатывать деньги. В контексте «рынка образовательных услуг» внешнее признание той или иной школы (детского сада, вуза) означает умение себя «выгодно продать». В этом смысле вальдорфская школа не создавалась, как вещь на продажу, для которой требуется особая реклама, дабы эту вещь с прибылью реализовать.

Тем не менее, если педагогика в целом и конкретная школа в частности действительно способны пробуждать в детях новые способности при том, что дети не только не теряют здоровье, но, наоборот, укрепляют свои жизненные силы (Р. Штайнер называл воспитание «тихим исцелением»), то такая педагогика, такая школа естественным образом (без пиар-компании) находит признание у мыслящих людей. Мыслящих и, что не менее важно, чувствующих своих детей.

Еще раз нужно сказать, что настоящая педагогика – занятие ежедневное, кропотливое, неброское. Школа – это не шоу, сопровождаемое яркой иллюминацией, фейерверками, магическими фокусами, благодаря которым дети «легко» и «радостно» становятся образованными людьми. Великий русский философ В.В. Розанов в своем знаменитом произведении «Сумерки просвещения» (1893) говорил о том, что воспитание – это искусство (мысль полностью созвучная вальдорфской педагогике). И далее он писал: «Искусство – цветок прихотливый и нежный, и взрастить его в тепличной атмосфере не удается. Ему нужно Божие небо, трезвящая прохлада горных вер-шин, свет и тепло неподдельного солнца. Можно придумать, можно устроить, можно купить преподавание технических приёмов, необходимых каждому искусству. Но воздействие творческого духа великих художников на зарождающиеся таланты не может быть ни организовано, ни предписано; это – свободный процесс, вытекающий из неуловимого сродства духовных складов и дарований, это – таинство, совершающееся только силой любви».

Осуществляя педагогику как искусство, вальдорфские школы и детские сады, в конце концов, были распознаны и с точки зрения результатов. Вот лишь некоторые примеры:

1. Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 году в Германии (в России с 1990-1991 гг.). В нее было заложено множество принципиально новых для того времени педагогических подходов. Поразительно то, что вальдорфская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в первой школе, сразу создается со всеми теми инновациями, которые характеризуют ее и по сей день. Вот коротко (подробнее см. в «Антологии вальдорфской педагогики») те основные инновации, которые осуществил Р. Штайнер в «материнской школе» вальдорфского движения:

  • специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;
  • принцип классного учителя, который ведет свой класс с первого по восьмой год обучения; классный учитель ответственно в сотрудничестве со своими коллегами, в кооперации с родителями, выстраивает весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важнее предмета;
  • возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.); рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока; интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс;
  • особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла – работа по дереву и металлу (также и для девочек),
  • садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность развивается волевая культура ученика;
  • совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа – есть школа для всех;
  • отмена цифровой оценки (отметок); отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции – сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями;
  • терапевтический аспект педагогики; введение гигиенической организации преподавания, ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются эпохами – в течение 3-4 недель один предмет на сдвоенном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает возможность учителю для органического, последовательного развития материала в течение эпохи;
  • связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы; последний участвует в конференциях и преподает;
  • преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;
  • еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека и практического дальнейшего образования и профессионального развития учителя; этому служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики;
  • коллегиальное самоуправление школы учителями;
  • совместная работа родителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания.

       Другими словами все то, что сейчас является уже во многом привычным для современного образования, служит ориентиром для последующего развития. Например, так называемое преподавание «эпохами», получившее с начала 90-х годов XX века широкое распространение в США и Канаде и активно внедряющееся в настоящее время в государственные школы Германии и других европейских стран.

       На данный момент в мире насчитывается около 1000 вальдорфских школ, около 1500 вальдорфских детских садов, около 50 семинаров для учителей в более чем 60 странах мира. Во многих европейских странах вальдорфские школы признаны наряду с традиционной государственной системой обучения и потому поддерживаются финансово. ЮНЕСКО признало вальдорфскую педагогику в качестве ориентира для развития образования XXI века.

Признание вальдорфской педагогики, как всего нового и неординарного, в разных странах происходило и происходит по-разному. Так в Германии, где как раз и появились первые вальдорфские школы (сейчас их насчитывается 216 и более 70 000 вальдорфских учеников), они не только являются здоровой альтернативой государственному образованию, но государство их признает, исходя из того, что образование может быть различным, но одинаково высокого качества. В Германии вальдорфские школы являются общественными организациями, но благодаря произошедшему признанию они получают то же самое финансирование на ребенка, что и государственные школы.

2. В разные годы выпускниками вальдорфских школ были известные политические и культурные деятели, бизнесмены и ученые: Э. Столтенберг (премьер-министр Норвегии), А. Калгрен (член правительства Швеции), К.-О. Пёль (председатель Федерального банка Германии), Ф. А. Порш (дизай-нер, Порш-904, Порш-911), М. Энде (автор «Бесконечной истории»), актеры и актрисы: Дженнифер Энистон, Сандра Баллок, Рутгер Хауэр, Настасья Кинскии др.

Вальдорфским школам доверяли и доверяют своих детей и внуков: канцлер Германии Г. Коль и министр иностранных дел Г.-Д. Геншер, премьер-министр Италии С. Берлускони, председатель правления Германско-Российского форума, экс-посол Германии в России Э.-Й фон Штудниц; режиссеры и актеры Д. Лукас, Х. Форд, К. Иствуд, Ж.-П. Бельмондо, М. Барышников, М. Казаков и др.

3. Не случайно, что в современном образовании в России, наряду со многими сомнительными нововведениями, параллельно во все большей степени осуществляются идеи вальдорфской педагогики, которые изначально присутствовали в первой («материнской») вальдорфской школе:

  • преподавание эпохами (модулями);
  • безотметочное обучение;
  • проектные работы и практики;
  • школьное самоуправление;
  • компетентностный подход и проч.

Данные идеи нашли своё отражение в содержании президентской национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В 2006 году Министерство образования и науки РФ рекомендовало вальдорфские образовательные программы для российских вальдорфских школ.

Наши коллеги из московской вальдорфской школы (ГОУ СОШ №1060) – учитель музыки Михаил Стародубцев в 2008 году, а в 2010 году директор этой школы и одновременно учитель математики Михаил Случ – стали победителями в конкурсе «Учитель года России». Данная школа оказалась единственной в стране, где два учителя оказались лучшими в России (нужно добавить, что еще несколько учителей школы были лучшими на уровне Москвы). «О том, что это школа неординарная, В. Путин сказал уже на встрече с учителями. «За такими учебными заведениями будущее», – добавил премьер». (www.ntv.ru) Такую оценку работы вальдорфской школы ГОУ СОШ № 1060 дал премьер-министр В.В. Путин во время вручения директору, преподавателю математики Михаилу Случу, статуэтки «Хрустального пеликана» как победителю конкурса «Учитель года».

Попутно нужно заметить, что учителя нашей школы – Ирина Вадимовна Лондаренко, Елена Ивановна Шевченко и Наталья Ивановна Терехова стали лауреатами и победителем конкурса «Учитель года» в Смоленске в 1993, 1994 и 2015 гг., соответственно. Воспитатель вальдорфской группы МДОУ № 26 «Жемчужинка» города Смоленска Татьяна Петровна Королева в 2010г. стала лучшей на городском конкурсе «Воспитатель года».

4. Наша школа даже в условиях отсутствия здания и при минимуме материально-технической базы также добивается хороших результатов:

  • Сделано восемь выпусков: 15,84% выпускников окончили школу с золотой и серебряной медалями, 78,49% поступили в высшие учебные заведения (в том числе, в Москве, Санкт-Петербурге, в Германии) преимущественно на бюджетной основе.
  • Сделано тринадцать выпусков. Обычно 75-80% выпускников поступают в высшие учебные заведения (в том числе, в Москве, Санкт-Петербурге, Германии) преимущественно на бюджетной основе. В последних трёх выпусках этот процент составил 84,37%; при этом с медалями окончили школу 21,87% учеников (что гораздо выше, чем в среднем по городу). Лучший результат ЕГЭ по русскому языку – 95 баллов, по английскому языку – 97 бал-лов. Средний балл по русскому языку у выпускников 2015 г. – более 75 бал-лов (в стране – 65,8 балла).
  • * Ученики школы добиваются успехов на всероссийских, областных и городских конкурсах и олимпиадах, участвуют в международных проектах совместно с учениками партнерских вальдорфских школ из г. Хаген и г. Коттбус (Германия).
  • Выпускники школы, будучи студентами вузов, становились лауреатами стипендии губернатора Смоленской области, лауреатами творческих и научных конкурсов.
  • 84% учителей имеют высшую и первую категории. Представители администрации школы имеют высшую категорию.
  • В 2008 году школа заняла третье место в городе по методической работе.
  • В 2009 году – третье место в городском конкурсе «Школа года».
  • В 2010 году – третье место в городской акции «Уроки толерантности».
  • Школа имеет признание в международном вальдорфском движении (включена в World List of Rudolf Steiner (Waldorf) schools http://www.waldorfschule.de).

Положительно оценена была работа школы на российском международном уровнях: грант и диплом Министерства Образования РФ и Междуна-родного Фонда «Культурная инициатива»; грант Фонда «Freunde der Er-ziehungskunst Rudolf Steiners» (Германия).

В. Пегов