Р. Штайнер в своих лекциях открыто заявлял, что задачей своей жизни он считает поиск новых методов исследования души на научной основе. Штайнер не питал никаких иллюзий относительно того, как предлагаемые им взгляды будут приняты в мире академических исследователей, к которому ранее принадлежал и сам. Академисты считали само собою разумеющимся, что они одни вправе решать, что является наукой, а что нет. Опасения Штайнера полностью оправдались. Его лекционная деятельность формально началась в октябре 1902г. Именно в рамках Теософского общества, так как там нашлись люди, интересующиеся духовными знаниями. К Штайнеру отнеслись лишь как к «теософу», официальные круги деятелей культуры многие годы обходили его молчанием. Однако он выступал, исходя из результатов собственных исследований.
Существенные разногласия привели к тому, что в 1913г. Штайнер вышел из Теософского общества. Ученый обозначал свой способ исследования тем именем, к которому позже должен был последовательно обратиться. Поскольку это исследование ведет к осознанию истинной сущности человека, он назвал его «антропософией» (от греческого <anthropos> - человек и <sophia> - мудрость). Это название в дальнейшем используется им постоянно. Штейнер делал доклады о результатах своих исследований сначала в узких кругах заинтересованных людей, затем среди представителей антропософского общества, а потом все чаще среди представителей общественности. Были опубликованы его наиболее важные труды:
Штайнер был убежден, что современной цивилизации необходимо новое духовное познание, преодолевающее однобокость, с одной стороны, господствующего материалистического сознания, а с другой – чисто духовного, мистически-религиозного. При этом он постоянно подчеркивал практическую направленность развиваемой им духовной линии.
В «Философии свободы» Штайнер пытался показать, что подлинное существо человека состоит в творческой свободе. Философ подчеркивает открытость, незавершенность человека, его способность к развитию и пластичность в отношении к миру. Мир опыта не является завершенной, законченной действительностью, которую нужно только отразить в понятиях в процессе познания. Поначалу мир выступает перед человеком как сумма отдельных загадочных явлений. Этой незавершенной данности противостоит вопрошающий человек – он ищет взаимосвязи, старается понять суть загадочных явлений. Поэтому ребенок задает множество вопросов. Но и мир взрослого, кажущийся завершенным, не является таковым. Он требует научной обработки, исследования, представляется всякий раз по-иному в зависимости от постановки вопроса, аспекта, в рамках которого проводится исследование. Мир также подвергается изменению в процессе стихийной или планомерной деятельности человека. Все это указывает на то, что действительность, с которой мы имеем дело, конструируется по крайней мере наполовину самим человеком.
То, что выступает здесь со стороны человека в качестве творческого конструирующего начала, Штайнер называет мышлением. Однако целью мышления не может являться создание только теоретических моделей мира, очередных философских, метафизических систем, как это имело место в истории философии со времен античности. Наше мышление призвано стать воспитателем человека на пути к новой культуре восприятия. Тема культуры восприятия обращает нас к творчеству Гёте, которого современники называли гением восприятия. Чувственное и духовное являлось Гёте в живом единстве, настолько глубоком, что на пути чистого созерцания как бы само собой осуществлялось самопознание.
Тем самым Штайнер затронул область идей, не получивших развития в истории немецкой классической философии, но ставших центральными для одного из значительных течений философии XX века. Идеи «Философии свободы» находятся во внутреннем родстве с идеями современной философской и педагогической антропологии.