Антропософская медицина – это метод, разработанный австрийским философом доктором Рудольфом Штайнером в сотрудничестве с доктором медицины Итой Вегман в начале двадцатых годов XX века.
Штайнер стремился соединить западный путь научного познания мира и человека с внутренними и духовными потребностями человеческого существа. В своих трудах Штайнер неоднократно подчеркивал, что антропософская медицина не пытается противопоставить свои открытия медицине академической, а наоборот, дает возможность думающему врачу расширить свои познания и лечебные возможности за счет сделанных Штайнером открытий о духовном человеке.
Антропософская медицина относится к холистическому направлению в медицине, как и гомеопатия, рефлексотерапия, китайская медицина и т.д.
Антропософская медицина тем не менее расширяет взгляды и холистического направления, считая, что не просто человек есть единое целое, но он есть часть мироздания, он неразрывно связан с Космосом и происходящими в нем процессами. Антропософская медицина – это необычайно стройная и красивая система знаний, построенная на наследии Парацельса, мировоззрении Гете, данных медицины и смежных наук, в частности, эмбриологии, геологии, геохимии, химии, физиологии, патофизиологии, астрономии, астрохимии и т.д.
Современная академическая медицина стремится познать человека естественнонаучными методами, с помощью физики и химии, разделив и исследовав физическую организацию человека. И делает в этом огромные успехи, ведь сейчас человеческое тело изучено не то, что до клеток, а до уровня хромосом! Однако, чем совершеннее и точнее становятся методы диагностики, чем многочисленнее синтезируются лекарства, тем, как ни странно, все менее здоровым становится человечество…
В антропософской медицине болезнь приобретает смысл. Болезнь есть результат слишком односторонних и продолжительных тенденций, которые обусловлены жизненными обстоятельствами человека. И, таким образом, болезнь толкает человека к осознанию своего жизненного пути. При этом болезнь не следует воспринимать как своего рода наказание, но как предупреждение, как указание на то, что именно надо изменить.
Исходя из своих представлений о болезни, антропософия предлагает свои лекарственные средства. Субстанции, из которых она получает лекарства, изучаются не только с точки зрения химии и биохимии, но обязательно учитывается то, как эта субстанция ведет себя в живой природе. Вот, например, все знают, как береза по весне хорошо управляется с жидкостью, перекачивая тонны ее против силы тяжести, вверх, и выдавая нам в виде березового сока. А антропософские врачи знают, что изготовленное из березы по особому способу лекарство, поможет человеческому организму справиться со своими застоявшимися жидкостями – отеками, целлюлитом и т.д. Важно, чтобы организм нес в себе некоторое
знание, знакомство с веществом или лекарством, что в свою очередь требует наличия прямой связи, родства между человеком и природой. Поэтому все средства антропософской медицины имеют природное происхождение: это могут быть минералы, металлы, растения, экстракты из органов животных. Часто используются комплексные препараты, состав которых четко основан на принципах и подходах антропософской медицины.
В процессе приготовления лекарственного средства из него стремятся выделить действенную суть, приготовить «эссенцию», выделить сущность. Это достигается методом разведения и потенцирования. Этот метод сродни гомеопатическому, более того, в антропософской медицине и гомеопатии часто применяются одни и те же субстанции. Способ же изготовления из них лекарств несколько отличается технически. Антропософские препараты в ходе своего приготовления обязательно проходят еще и стадию ритмизации- как в живой природе. Субстанция обязательно подвергается ритмическому (то есть, периодическому) воздействию света и тьмы, тепла и холода, движения и покоя.
Отличие состоит в способе назначения и применения препаратов. Многие из них принципиально принимать утром, другие – вечером, некоторые – в определенные дни недели и т.д.
В гомеопатии главным принципом является закон подобия – подобия симптомов токсического действия вещества на человека и проявлений его болезни.
Антропософия же больше основывается на подобии природных процессов и особенностей протекания болезней, стремится дать организму стимул и тем самым способствовать восстановлению гармонии между основными структурными элементами организма. Преобразуя и трансформируя лекарства, организм приобретает новые свойства.
При приготовлении антропософских лекарств традиционно используются десятичные потенции, в то время как в классической гомеопатии все же предпочтение отдается сотенным разведениям.
Равновесие между основными структурами человека постоянно изменяется от рождения и вплоть до смерти, рисуя в каждый данный момент характерный «образ» индивидуума. Следовательно, восстановление утраченного равновесия есть восстановление этого «образа». Лекарственные средства, найденные во взаимосвязи природы и человека, направлены не против определенного симптома, то есть воспаления, бактерий и тому подобного, но изначально воздействуют на функционирование органа или организма в целом. Это воздействие никогда нельзя понять из рассмотрения изолированного состояния. Кроме того, в антропософской медицине чаще рассматриваются именно ПРОЦЕССЫ, а не СОСТОЯНИЯ, чем подчеркивается динамическое состояние организма, а не некое застывшее состояние, присущее все же более неживой природе.
Антропософская медицина располагает огромным арсеналом лечебных средств, это не только инъекционные препараты, крупинки, капли. Производятся специальные масла, не являющиеся ароматическими, мази,
многие из которых поистине являются уникальными «произведениями фармацевтического искусства». Мази и масла могут применять пациентом самостоятельно, но действие их возрастает существенно при попадании в руки специалиста по ритмическим втираниям или ритмическому массажу. Эти два вида лечебных воздействий также были разработаны Р. Штайнером и доктором Итой Вегман. Методы эти приобретают особенную роль в тех ситуациях, когда противопоказаны классический массаж и прочие подобные воздействия – варикозная болезнь, тромбофлебит, онкологические болезни и т.д. Мастера этого дела проходят долгий путь обучения не только техническим приемам воздействия на пациента, но и основным принципам антропософской медицины и вообще антропософского мировоззрения.
С особенной теплотой антропософские врачи относятся к эвритмии. Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире. Она используется и в вальдорфской педагогике, и в традиционном образовании как возможность самовыражения для детей и взрослых.
Этот метод оказывает огромную помощь врачам в лечении многих заболеваний, особенно – бронхиальной астмы, неврологических заболеваний, болезней опорно-двигательного аппарата и пр.
В настоящее время антропософская медицина распространена в большинстве стран Европы, США, Бразилии, Японии. В Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, Италии, США и Бразилии существуют клиники, санатории и другие медицинские учреждения. Работают частнопрактикующие врачи. Союзы антропософских врачей разных стран объединяются в Международное Содружество Союзов Антропософских Врачей (МССАВ).
В Швейцарии и Германии антропософские лекарственные средства официально признаны наряду с гомеопатией и фитотерапией. Антропософская медицина преподаётся на специализированных кафедрах в университетах Сан-Франциско (США), Берне (Швейцария) и Гамбурге (Германия). Существует она и в России, хотя распространена не так уж широко, к сожалению. Однако в последнее время с удовольствием можно увидеть на антропософских семинарах все больше «новичков» - от студентов-медиков до врачей с огромным опытом клинической работы, преподавателей вузов, а количество пациентов, обращающихся за помощью к антропософским врачам, растет с каждым днем.
Когда же лучше всего обратиться именно к антропософской медицине? Конечно, антропософские врачи лечат ЧЕЛОВЕКА, а не болезни, как и гомеопаты. Но есть ситуации, когда приобретает смысл применение именно этого метода. Врожденное недоразвитие органов у младенца, например, тяжелые пороки сердца, чрезвычайно ослабленное состояние пациента и т.д. – многое из того, что позволяет отнести его к IV группе здоровья. Многое из того, что не позволяет особенно рассчитывать на жизненную силу пациента (в силу возраста, например).
Гомеопатия позволяет разбудить жизненную силу пациента, а антропософская медицина словно усиливает приток энергии для организма из Космоса, словно позволяет черпать ее извне, из самой природы. Кроме того, при грубых дегенеративных изменениях в каком-либо органе, применяемые в антропософской медицине препараты часто позволяют оказать значимое лечебное воздействие и на эти органы.
Иногда у гомеопата просто нет возможности собрать необходимое количество симптомов по разным причинам, например, когда пациент принимает много аллопатических препаратов, когда мало что известно про его прошлое и родственников, и т.д. Антропософская медицина – это не альтернатива классической гомеопатии, это самостоятельный метод лечения. На пути одних пациентов в поисках альтернативы официальной медицине встретилась классическая гомеопатия, на пути других – антропософская медицина, трудно сказать, что лучше. Эти два метода так многое объединяет.