Греческое слово «EURHYTMIA» означает стройность, такт, благозвучие, размеренность ритма в музыке, в танце и в речи. Такое имя получило новое ИСКУССТВО ДВИЖЕНИЯ, которое представляет собой одну из возможностей выражения звука - МУЗЫКИ и ПОЭЗИИ - в пространстве.

Сценическая или художественная эвритмия

«...Видел я ЭВРИТМИСТКУ: танцовщицу звука;

Она выражает спирали сложенья миров;

Все они – мирозданья…

... Видал ЭВРИТМИЮ

(такое искусство возникло);

В нем знание шифров природы;

Природа осела землею из ЗВУКА...»

А.Белый «Глоссолалия»

 

       Впервые попав на ЭВРИТМИЧЕСКОЕ представление, мы непременно отметим для себя, что движения ЭВРИТМИСТОВ явно отличаются от движений, например, в классическом балете, да и в танце вообще. Движения исполнителей необычны, они плавные и текучие, они как бы несомы неким потоком, парят…, зрелище, действительно, возносит наблюдающего в некую реальность, которую вот так просто не встретишь в нашей повседневной жизни.

              Любое искусство приходит в культуру человечества, когда люди готовы принять новый импульс, когда возникает потребность найти новый язык выражения, некая духовная жажда томит и не дает покоя открытым творческим натурам, пока не рождается нечто еще не существующее.

              Как известно, на рубеже 19-20 веков в обществе и в мире искусства происходило много новаторских событий. Жизнь требовала изменений, новое прорывалось, искало форм своего воплощения. Можно проследить, как в истории развития танцевального искусства конца 19 века возникает целый ряд оригинальных школ и студий. В целом в танцевальном творчестве того времени ясно прочитываются потребность непосредственней передавать в движении музыкальные нюансы и свои переживания, стремление к независимости от традиционных балетных канонов, желание найти какие-то другие танцевальные средства, найти хореографию, отвечающую духовным поискам человека эпохи нового времени.

              ЭВРИТМИЯ в этом смысле вошла в подготовленное пространство и предложила свой путь развития искусства движения. Это самое юное искусство, первые основы для его становления были даны Рудольфом Штайнером в 1912 году. (R.Steiner «Die Entstehung und Entwickelung der Eurythmie»). Что же нового появилось в современной культуре с возникновением ЭВРИТМИИ?

ЭВРИТМИЯ исходит из закономерностей образования речи и пения (или музыки). Это значит, что ЭВРИТМИЯ идет глубже в музыкальный или звучащий поэтический материал: в ней каждый звук речи, а так же каждый музыкальный тон или интервал имеют свой определенный образ и форму движения. Благодаря этому ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение стремится приблизиться к объективному, к тому, чтобы в чистоте своей отобразить в пространстве собственно звучащее произведение. ЭВРИТМИЯ дает возможность представить на сцене в движении непосредственно САМУ МУЗЫКУ или САМУ ПОЭТИЧЕСКУЮ РЕЧЬ. В этом ее новизна, ее существенное отличие от танца, в котором главную роль играет переживаемый танцовщиком художественный образ и наполняющая его субъективная эмоция. Поэтому ЭВРИТМИЮ называют ВИДИМЫМ ПЕНИЕМ или ВИДИМОЙ РЕЧЬЮ.

              В лекции от 26 августа 1923 года Доктор Штайнер говорит о происхождении ЭВРИТМИИ. В пра-времена языкам была свойственна подлинная художественность. Существовали такие языки, которые звучали подобно пению. Это сегодня мы используем язык по преимуществу для передачи информации, даже при общении со стихотворной речью для современного человека часто довольно большое значение имеет смысловая нагрузка. Но звук имеет собственную душевную наполненность и при достаточном внутреннем внимании и открытости само звучание вызывает в душе человека образы.

              Действительно, звуки «А», «У», «Л», «М»…т.д., - каждый звук исполнен своим содержанием, каждый - индивидуален, как живое существо. Ведические мантры, главные тексты древнейшей религии человечества - индуизма, основаны на силе звучащего слова, в них важен не смысл, но точное воспроизведение звуков.

 

                                                                                                  «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

                                                                                                  Оно было в начале у Бога.

                                                                                                  Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть,

                                                                                                  что начало быть …»

 

              В христианской традиции СЛОВО – ЛОГОС – начало всех начал. СЛОВО творит мироздание. Ранние христианские мыслители подразумевали под ЛОГОСОМ закон общемирового развития или высшую силу, управляющую миром. Очевидно, что древним была ведома созидающая суть звука.

              Когда-то люди непосредственно воспринимали то, что сокрыто в слове, в речи. Причем в глубокой древности, на заре человечества, произносимые или пропеваемые звуки и слова сопровождались ЖЕСТАМИ, движениями рук и движениями ног. Одно сопровождало другое, и это было естественным этапом становления человеческой речи вообще. Культовой речи сопутствовал своего рода танец (храмовый танец). Мы можем сказать, что ЭВРИТМИЯ восходит к культуре храмового танца и в наше время являет собой его обновленную форму. Истоки искусства ЭВРИТМИИ - в тех

древних пра-жестах, предвосхищавших появление речи. В ЭВРИТМИИ язык жестов обретает свою полноценную самостоятельную жизнь.

              Подумайте о том, что искусство поэзии расцветает и открывает нам свои духовные глубины только благодаря тому, что существует язык. Звук, ритм, рифма... Все это только средства, в отдельности - только проявленные для нашего слуха знаки, с помощью которых, где-то «между» или «через», проникает в душу человека необъятный и неосязаемый мир, несомый тем или иным поэтическим произведением. Подобное и в музыке. Нет музыки без нот, а различные комбинации из одинаковых тонов, пауз, интервалов... дарит чуткому слушателю несравнимое разнообразие состояний, душевных волнений и переживаний. Так или иначе ритмично организованные и оформленные во времени и пространстве звуки заключают в себе миры, живые откровения космической мудрости.

              В искусстве ЭВРИТМИИ напечатленные в речи и музыке творящие космические силы «расколдовываются», они раскрываются в образе движений и пластике всего человеческого существа. В речи и в музыке, в произносимых или пропеваемых звуках живет ЭВРИТМИЯ, она представляет собой ОБЪЕДИНЕННОЕ ИСКУССТВО, которое выражает пластические, музыкальные и речевые закономерности устройства организма человека.

              «Для того,... кто занимается ЭВРИТМИЕЙ,… необходимо точно так же проникать в существо ее, как, скажем, музыканту или художнику, или скульптору необходимо проникать в суть своего дела. В ЭВРИТМИИ, если мы хотим проникнуть в ее существо, мы имеем дело с проникновением в человеческое существо вообще. Поскольку нет иного искусства, которое в такой выдающейся степени, как ЭВРИТМИЯ, пользовалось бы тем, что заключено в самом человеке. Возьмите все искусства, искусства, которые имеют свои средства выражения, искусства, для которых необходимы какие-либо орудия, - у них нет средств, нет орудий, которые подступали бы к человеку столь близко, как ЭВРИТМИЯ…» (Рудольф Штайнер, цикл лекций «ЭВРИТМИЯ как видимая речь», первая лекция от 24 июня1924, стр.10).

              Когда исполняется музыка или стихотворное произведение и одновременно мы видим на сцене движущуюся фигуру ЭВРИТМИСТА (или нескольких ЭВРИТМИСТОВ), в поющих жестах рук его и в формах движения в пространстве мы можем по-новому воспринимать красоту музыки и слова. Цвет и струящиеся линии ЭВРИТМИЧЕСКОГО костюма помогают сопереживать тонкие оттенки настроения выразительного динамического звукового потока. Сценическое освещение дополняет общее впечатление. Все в этом действе согласно, созвучно, соответственно… Человек предстает в эвритмии живым звучащим инструментом во всем богатстве своего существа, раскрываются все возможные тенденции движения его организации, каждый физический жест возвышен, он глубоко пронизан душевным светом и теплом и мы ощущаем гармонию творческого слияния в движении тела, души и духа. Можно почувствовать, что само художественное ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение целительно по своему характеру, как для исполнителя, так и для зрителя.

Терапевтическая или лечебная эвритмия

«...Природа осела землею из ЗВУКА …»

А.Белый «Глоссолалия»

 

              Жизнь на Земле ткется неустанно и ЭВРИТМИЯ исходит из того, что каждая проявленная форма, которую мы находим в природе, есть пришедшее к покою движение. В ЭВРИТМИИ нам явлены формы движений сил, создающих окружающий нас земной мир, в том числе и венец творения - ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА.

              «Человек, будучи прекраснейшим и совершеннейшим творением Бога, будучи его подобием и малым миром, обладает телом, устроенным более гармонично и совершенно, нежели у прочих созданий, и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы, короче, - все, что принадлежит к полноте его существа; и все в нем, как в превосходнейшем произведении, достигает того совершенства, до которого никогда не возвышаются другие вещественные тела».

              Агриппа Неттесгеймский (1486-1535).

              Живой организм человека - постоянно находящийся в становлении объект творения и во множестве очень сложных динамических процессов, обеспечивающих формообразование и жизнедеятельность его, работают созидающие пластические силы, которые в антропософской медицине называют еще силами формирования и роста. В эмбриональный период и в период роста детского организма они занимаются главным образом построением человеческого тела. По мере взросления, метаморфизируясь, они становятся основой способности мышления. Но часть этих сил постоянно действует внутри организма, вызывая и стимулируя процессы восстановления, которые подпитывают наш жизненный потенциал во время сна, которые заживляют раны, которые, благодаря активности иммунной системы, делают организм способным противостоять болезни, излечиваться, порой даже чудесным образом с точки зрения академической медицины.

              В здоровом организме действие этих созидающих сил формирования и роста отображается в гармоничной пластичности тела и в слаженности взаимодействия внутренних процессов. Здоровое тело радует, здоровый человек чувствует себя, как говорят, «в тонусе». В больном организме необходимое созвучие образующих сил и телесности утеряно, движения (в широком понимании) искажены. Тело беспокоит. Внешне это выражается в различного рода неловкостях, зажимах: оно где-то излишне расслаблено, где-то излишне напряжено, движения могут быть несобранными, бесконтрольными или жесткими, судорожными... Внутренняя жизнь организма - состояние органов, динамика и ритмы протекания их функций - также нарушены у больного.

              Вновь погрузиться в поток здоровых образующих сил нам дает возможность терапия ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ. ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ способствует организму на пути к обретению своего гармоничного равновесия, она может помочь мобилизовать и направить собственные целительные силы, привнести правильный импульс тому или иному органу или системе органов и противодействовать таким образом болезненным тенденциям. В ЭВРИТМИЧЕСКИХ движениях звуков речи находит свое выражение та богатая палитра пластических сил, что дифференцированно действует в целостной организации человека. Каждое ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение соответствует определенному физиологическому процессу в организме, определенному органу.

              12-17 апреля 1921 года можно считать днями рождения нового вида терапии, - Доктор Штайнер читает для врачей, ЭВРИТМИСТОВ и студентов-медиков курс лекций по ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ. В первой лекции (Р.Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9) мы читаем:

«… я предполагаю очертить основы некой ЭВРИТМИИ, но ЭВРИТМИИ, я бы сказал, ЛЕЧЕБНОЙ… До сих пор под именем ЭВРИТМИИ существовала лишь эвритмия как искусство… Нам… предстоит рассмотреть некоторые исходные данные для развития на основе ЭВРИТМИИ гигиено-терапевтических методов. Мы увидим, как преобразуются многие художественные формы, чтобы стать тем, что можно назвать родом ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ…»

              Чтобы стать терапевтическим средством, ЭВРИТМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ претерпевает метаморфозу. Художественные жесты звуков речи, которые в СЦЕНИЧЕСКОЙ ЭВРИТМИИ обращены вовне, к зрителю и слушателю, в ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ преобразовываются и направляются вовнутрь организма. Для ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЙ терапии избирается, как отдельное УПРАЖНЕНИЕ, движение одного или нескольких звуков, которые должны многократно повторяться. Движения, соответствующие звукам речи, являются ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМИ элементами ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ.

Упражнения лечебной эвритмии

              При ЭВРИТМИЧЕСКОМ исполнении звуков задействовано все человеческое существо, мы движением всего тела совершаем те воздушные жесты, которые возникают при произнесении того или иного звука. (Самыми выразительными при этом, конечно, являются руки человека.) Попробуйте произнести, например, звук «А», а затем «У». Заметьте, как по-разному мы формируем выдыхаемый воздушный поток при помощи различного расположения губ, языка, неба …. В первом случае образуется широкий открытый поток воздуха, во втором он формируется достаточно узко. Можно ясно увидеть тот же принцип формы и в ЭВРИТМИЧЕСКОМ движении: у ЭВРИТМИЧЕСКОГО движения звука «А» - раскрытые в форме угла руки, у ЭВРИТМИЧЕСКОГО «У» - руки сводятся в параллельное положение.

              А если произнести, например, «Р» или «Б» или «Л»…? Какое движение может соответствовать таким создаваемым воздушным формам? Внимательно понаблюдав процесс произнесения звуков речи, можно придти к правильным идеям. Таким образом, можно самостоятельно проследить, что ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения отнюдь не произвольны, за ними стоят определенные объективные закономерности, которые обнаруживаются, в частности, и в образовании речи, и, при более глубоком изучении, в строении человеческого организма.

              ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения звуков речи по своему характеру исполнения столь же многообразны, как многообразны по своим задачам и функциям отдельные органы и системы органов. В процессах формообразования и в жизнедеятельности целостного организма человека действенны силы полярной направленности, от центростремительных до центробежных. Одни призваны уплотнять ткани, другие, соответственно, должны выполнять противоположную задачу. Тонкое мудрое взаимодействие тех и других создает жизнь. И в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ мы видим, что весь спектр упражнений также многообразен и охватывает полярность. С одной стороны есть упражнения структуирующего плана, которые стимулируют в целом укрепляющие, формообразующие силы в организме, с другой стороны мы находим также упражнения, которые, наоборот, способствуют внутренней подвижности на всех уровнях, активизируют обменные процессы, растворяют застывшее и отвердевшее, противодействуют застоям в организме, возвращают органам их естественную пластичность.

Выбирая определенную последовательность и количество упражнений, а так же внимательно выстраивая способ выполнения каждого отдельного упражнения, можно создать комплекс, который будет оказывать терапевтическое воздействие сообразно индивидуальному состоянию здоровья конкретного пациента.

Терапия лечебной эвритмией

              В ЭВРИТМИИ вообще и в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ в частности мы работаем с движением звука, как с живой субстанцией высокого порядка. Когда мы упражняем тот или иной звук, нам открываются формы движения, лежащие в основе всей органической жизни природы, мы познаем их, сливаемся с ними. В определенном смысле мы пробуждаемся в собственном движении, которое произвольно и не осознается в повседневной жизни. Движение становится оформленным в согласии с космическими силами, создающими организм. Потому в процессе выполнения ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОГО упражнения требуется хорошая внутренняя концентрация. Здесь должно быть активно все существо человека: и мысли, и чувства, и воля его. Исполняя движение, важно внутренне погрузиться как в телесные, так и в конкретные душевно-духовные переживания, связанные с ним. Благодаря этому мы на душевно-духовном уровне меняем, оздоравливаем свое отношение к собственному телу и к болезни, мы воздействуем глубоко на физический уровень, вплоть до деятельности отдельных органов и систем органов.

Движения выполняются всем телом, могут задействоваться прыжки, передвижения по определенным пространственным формам. Важным терапевтическим фактором является темп выполнения упражнений и его изменение. При соответствующих показаниях возможно исполнение упражнения отдельно, например, только руками, ладонями, пальцами, либо ступнями, ногами, плечами … В зависимости от состояния пациента занятие может проводиться в положении сидя или лежа. Помимо основных упражнений в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ могут выполняться и другие характерные упражнения, а также подготовительные упражнения с медными шарами, медными палочками, различного рода ритмические упражнения.

              Одно терапевтическое занятие ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ длится до 45 минут. По окончании необходимо сделать паузу, пациент отдыхает на кушетке 10-15 минут. Чтобы достичь стойкого желаемого воздействия, нужно научиться правильно делать упражнения и выполнять их регулярно в течение длительного времени. Курс составляет, как правило, 10 занятий. При необходимости курс может быть повторен. В отдельных случаях ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ практика может сопровождать пациента в течении более длительного времени, поддерживая и улучшая жизнедеятельность организма, а так же смягчая симптомы, если мы имеем дело с необратимыми болезненными процессами.

              Выбирать и назначать упражнения может только ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ЭВРИТМИСТ-ТЕРАПЕВТ на основе диагноза и терапевтической цели ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА и собственной диагностики движения пациента. (Получить образование ЭВРИТМИСТА-ТЕРАПЕВТА можно в специализированных образовательных учреждениях (1.5 года дополнительного очного обучения, включая обязательную практику) при наличии диплома художественного ЭВРИТМИСТА (4-5 лет обучения) или диплома врача (6 лет обучения).)

              Давая характеристику новой терапии, Доктор Штайнер отмечает, что в целом ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ: «… способна очень многого достичь в терапии тех или иных хронических да и острых состояний, но особенно рациональной и действенной будет в профилактике подступающих болезней, в борьбе с предрасположенностью к ним.» (Р. Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9)

Показаниями для терапии ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ являются все как соматические, так и психиатрические заболевания, а так же нарушения, связанные с различными возрастными переходными периодами (например, пубертат, климакс…). Гипертермия и острые психозы являются противопоказаниями.

Эвритмист-терапевт Ермолаева Т.Ф.