Выступая перед рабочими штутгартской табачной фабрики «Вальдорф-Астория», Штайнер ярко обрисовал школу нового типа – непременную составную часть свободной духовной жизни общества. Директор фабрики Эмиль Мольт предложил ему создать такую школу при фабрике и взять на себя педагогической руководство ею. Штайнер с готовностью согласился. Это произошло 25 апреля 1919 года.

Педагогика Штайнера нашла в штутгартской вальдорфской школе целостное воплощение, многие черты возникшей модели характеризуют вальдорфские школы и по сей день. Создается впечатление, что Штайнер лишь терпеливо ждал подходящего момента, чтобы осуществить годами вынашиваемую им систему педагогических идей. Вот краткое перечисление тех инноваций, которые были осуществлены в первой вальдорфской школе:

  • специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на внутренние потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;
  • принцип классного (основного) учителя, который «ведет» свой класс с первого по восьмой год обучения; классный учитель ключевым образом влияет (разумеется, в сотрудничестве со своими коллегами и в совместной работе с родителями) на учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; «для ребёнка учитель важнее предмета»;
  • возрождение традиции устного рассказывания, материалом для которого учителю служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды, басни, библейские истории, былины, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и т.д.); в младших и средних классах рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время на основном уроке; театральные постановки этих сюжетов интегрируются в учебный процесс;
  • выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования, а также рукоделия и ремесел; в учебный план включены живопись, лепка, музыка, эвритмия, рукоделие, ремёсла – работа по дереву и металлу. Таким образом, через многообразную практическую деятельность развивается волевая культура ученика;
  • совместное обучение мальчиков и девочек, установка на отсутствие разделения по социально-материальному признаку; «вальдорфская школа – школа для всех»;
  • отмена системы отметок в баллах; отмена второгодничества; школа таким образом перестает быть местом раздачи социальных шансов и сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может развиваться свободно и беспрепятственно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями;
  • введение «гигиенической организации преподавания»; занятия сориентированы на ритм дня, недели, года; предметы преподаются «эпохами» - в течение 3-4 недель один предмет на основном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также даёт возможность учителю органически, последовательно развивать материал в течение «эпохи»»;
  • преподавание двух иностранных языков с первого класса по особой методике;
  • еженедельные учительские конференции, целью которых является постоянное обновление педагогики через углубление познания человека, а также профессиональное развитие учителя; этой цели служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также вопросов методики и дидактики; значительная роль отводится коллегиальному самоуправлению школы учительским коллективом;
  • совместная работа учителей и родителей, посвященная выработке общего понимания задач образования.

Все эти инновации Р. Штайнер реализовал в первой вальдорфской школе. Совместно с учителями он разработал ряд новых подходов к методике и дидактике преподавания отдельных дисциплин. Идеи такого преподавания вызывают в последнее время особый интерес со стороны государственной системы образования во многих государствах мира, в том числе в России, в связи с проблемами гуманизации школы и экологического воспитания, представленными ФГОСами нового поколения. 

Педагогика для Вечного Младенца