Рудольф Штайнер (1861 – 1925) является одной из самых интересных, сильных, удивительных и одновременно спорных фигур духовной жизни начала XX столетия.

Он редактор и комментатор естественно-научных трудов Гёте. Именно Штайнер первым оценил масштаб этих работ, их новизну, значение и ввел их в культурный оборот.

Р. Штайнер – автор значительных трудов в области философии и теории науки. Как основатель антропософии, он дал масштабные описания духовной стороны мира и человека. Штайнер дал значительные импульсы развитию архитектуры, театрального искусства, создал новое искусство движения – эвритмию. Он разработал экологический метод ведения сельского хозяйства, пионерский для того времени. Идеи Р. Штайнера в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков. Нельзя не упомянуть о его влиянии на лечебную педагогику и медицину.

Однако наибольшую известность имя Р. Штайнера получило в связи с широким распространением образовательных учреждений (детских садов и школ), работающих на основе созданной им вальдорфской педагогики.

Результативность штайнеровских идей и разработок – прежде всего в сферах общей и лечебной педагогики, в сельском хозяйстве и медицине – получила широкое общественное признание. Это признание соседствует со сдержанным, а часто даже негативным отношением к его антропософским взглядам. Уже при жизни Штайнер стал объектом, с одной стороны, восторженного и безусловного почитания, с другой – столь же безусловной и острой критики, порой враждебности.

Пожалуй, обе позиции неплодотворны. Отношение к таким сложным культурным феноменам, как вальдорфская педагогика, должно быть научным, а это значит – исследовательским, аналитическим, проясняющим. Исследования в данной области могут значительно обогатить отечественную педагогическую теорию, а опыт российских детских садов и школ – педагогическую практику. Только оцениваться они должны не по идеологическим, а по сугубо педагогическим критериям.

Достижения вальдорфской педагогики очевидны для каждого непредвзятого человека и подтверждаются многочисленными исследованиями. Многие выдающиеся немцы, не имеющие никакого отношения к штайнеровскому учению и антропософскому движению, являются активными и убежденными сторонниками вальдорфской педагогики. В странах, где вальдорфские школы существуют уже более семидесяти-восьмидесяти лет (Дания, Швеция, Финляндия и прежде всего Германия), проводились исследования жизненного пути выпускников вальдорфских школ. Эти наблюдения дали весьма позитивные результаты. Сравнительное исследование на предмет влияния школьного обучения на психосоматическое здоровье детей, в ходе которого было обследовано более тысячи учеников вальдорфских и обычных школ, показало результаты в пользу вальдорфских школ по многим пунктам.

У нас в стране также были проведены подобные исследования. Психологами МГУ под руководством Н.И. Евсиковой исследовалась динамика психического развития детей российских вальдорфских образовательных учреждений. Было установлено, что, несмотря на отсутствие специального интеллектуального тренинга и больших учебных нагрузок, отставания в интеллектуальном развитии у вальдорфских учеников не происходит, а по некоторым показателям (память) развитие идет даже несколько впереди, чем у детей контрольных групп. (Алхазова А.А., Евсикова Н.И., Фролов Ю.И. Особенности операционального интеллекта подростков, включенных в различные системы обучения// Журнал практического психолога. – 2000. - №7.) Под руководством профессора Е.О. Смирновой, заведующей лабораторией дошкольного воспитания Психологического института РАО, проведены сравнительные исследования нравственного развития детей в российских вальдорфских и традиционных детских садах с неожиданно позитивными результатами в пользу вальдорфских садов. (Смирнова Е.О. Истоки отзывчивости// Дошкольное воспитание. – 2002. - №1.)

* О результатах научных исследований, проведенных в Смоленске, можно прочитать в рубрике Наша история.