Художественные средства выразительности в речи. Работы учеников.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Описание картины В. Поленова «Золотая осень» с помощью приема олицетворение.
«Тихий осенний день. Ветра почти нет, хотя иногда слышно, как деревья шепотом переговариваются между собой. Они стоят так близко друг к другу, что может показаться, что они боятся, что кто-то пройдет под ними и увидит реку, которую они так тщательно охраняют. А в реке этой любуются своим отраженьем другие деревья.
Тропинка приглашает пойти по ней и обойти весь лес, а маленькие ёлочки весело и нежно приветствуют путника на его пути…»
Вероника
«Осенний пейзаж прощально смотрит на свое отражение в едва плещущейся меж грустных берегов реке. Протоптанная тропинка весело бежит вдоль подернутого желтизной леса, в центре которого непоколебимо стоит борющийся с осенью дуб. Серое небо, хмуро смотря на все это сверху, кажется вот-вот заплачет осенним дождем».
Константин
«Смотрю на картину и вижу манящую дорожку, с которой так и хочется свернуть к компании молодых деревьев. Большой и мудрый дуб предстает перед глазами будто хранитель маленького леса. А за ним река игриво передразнивает небо, которое и без того хмуро. Вдалеке виднеются горы, которые словно прячут что-то за собой: таинственное, скрытное, прекрасное. Еще миг – и кажется, что лес сейчас вздохнет…»
Владислав
«На картине Поленова нашему взору открывается осенний пейзаж. Первым в глаза бросается дуб, обитающий там с давних времён. Вокруг него толпятся берёзки, чьи кроны уже смирились с приходом осени и окрасились в яркие цвета. Жёлтые и красные листочки в медленном танце спускаются к стремящейся вперёд реке с пологими берегами. С этих берегов в прозрачную воду глядят задумчивые деревья, постепенно исчезающие вдали. На переднем плане перед берёзками извивается тропинка, а тень невидимого нам дерева стрелой пронзает её, указывая нам на вечнозелёные, неувядающие и радующиеся жизни ёлочки».
Евгения
«На картине замер осенний лес, вокруг него спокойно бежит широкая река. По небу пролетают белые облака. Ветер своей силой нагибает кроны деревьев и сбрасывает с них листья. Листья кружатся в невероятном танце. А сами деревья застыли в неподвижности, они смотрятся в реку, словно в ровную гладь зеркала.
Извилистая тропинка убегает всё дальше и дальше. Пройдем и мы по ней. Под ногами приятно шуршит ковер из листьев. Солнце весело играет лучами по кронам деревьев. Вокруг царит тишина… Кажется, что сама природа творит перед тобой чудеса: подбирает тона красок, меняет одеяние природы, словно истинный художник».
Валерия
РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА
Ребятам было предложено 3 темы, на которые они попробовали написать развернутую метафору: «Жизнь как путешествие», «Любовь как огонь» и «Учение как строительство дома»
«Жизнь как путешествие»
Путешествие звезды
В куполе неба далекая точка,
Робким мерцаньем сияет она.
Это, наверно, звезда-одиночка –
Только недавно была рождена.
Опыта нет, все вокруг неизвестно,
Звездочку-крошку так просто стряхнуть!
Ах, как заманчиво, как интересно
Встать наконец-то на жизненный путь!
Месяц серебряный нежно искрится,
Тайны хранит и покой бережет.
И стаи звезд, словно быстрые птицы,
По небосклону свершают обход.
Танец созвездий, шёпот галактик,
Тайны вселенных, спокойствия гладь,
Отблеск еще непридуманных сказок…
Сколько звезде молодой постигать!
И, наконец, после долгих скитаний,
Радостей жизни, успехов, невзгод,
Вспыхнет звезда небесам на прощанье -
К людям на Землю стрелой упадет.
Валерия
Она второпях собирала вещи: танцы, пение, «золотые руки», поэтичность… Это все и многое другое было приобретено ею в предыдущих путешествиях.
Через несколько мгновений ее поезд должен был увидеть свет – выехать из депо.
Она волновалась – хорошие ли у нее будут машинисты, борт-проводники?.. Не случится ли по пути аварий? С кем она познакомится в этом путешествии? Обычные вопросы. Как бы что не сложилось, ей не привыкать – опыта-то уже ого-го! В ПУТЬ!
Алиса
***
Родившись маленькой личинкой,
Я начал свой огромный путь,
Я путешествовал по миру,
Искал друзей, пытаясь избегать всю муть.
Копил и опыт уходящих лет,
И ту любовь, что мне так радостно дарил весь этот свет.
Взлетая иногда повыше,
Я находил в себе печаль
Времён и городов ушедших,
Канувших в тлеющую даль.
Сменялись города и сёла,
Я забывал всю ту печаль.
Я шёл вперёд, стремясь увидеть,
Лишь заглянуть за ту печать.
Бежал, смотрел, встречая и бросая,
Не возвращаясь никогда и никуда.
И часто мне бывало больно
А я всё шёл, всё дальше в даль.
А иногда, бросаясь в омут,
Я был несчастлив, хотя от радости скакал.
Бродя по миру в поисках опоры,
Я изучал других, ну и себя.
Однажды, выйдя на край света,
Я осознал и понял всё.
Я был глупцом. Я шёл бесцельно.
И умер, не оставив ничего.
Евгения
***
«Любовь как огонь»
Холодно. Темно. Идет Он. Он один. Он бредёт по бескрайней, холодной темноте. Он мёрзнет, его не греет одежда. Пальцы красные, а по ощущениям… Господи, нет никаких ощущений – он ничего не чувствует. Он оказался в темноте так давно, что практически не помнил себя до неё.
Куда бы лечь?.. Как же я устал.
Вдруг взгляд обнаружил какую-то слишком выделяющуюся в такой темноте точку. Большую оранжевую точку. Костёр! Слава Господу! Надо поторопиться. Тяжело передвигать ноги… они как дерево. Словно у меня вместо ног ходули. Дошёл! О, как же хорошо!.. Мои ноги и руки скоро разморозятся, ха-ха… Я так давно этого не ощущал… Хочется лечь и забыться. Мне так тепло и приятно… Ах…
Он закрыл глаза. Вокруг стало очень тихо. Он чувствовал единение с огнём. Время перестало существовать.
Он открыл глаза. Огонь смотрел на него. Манил и сам тянулся к нему своими теплыми языками-руками.
Заманчиво… Я всего лишь потрогаю. При соприкосновении стало еще теплее! Руки вновь могут чувствовать. На него нахлынули оттаявшие чувства. Он давно не испытывал такое тепло. А что мне мешает ощутить это тепло всем телом?! Я не вижу преград.
И он соединился с огнём. Сердце его начало биться сильнее, пытаясь выпрыгнуть из груди и сбежать от пламени. Слишком жарко…Слишком много чувств. Кажется, я погорячился! Как остановить это?! О, Господи!
Он испытал боль, непередаваемую словами. Огонь долго и мучительно не отпускал его. В конце концов они оба потухли. Воцарилась полная тишина. Стало еще холоднее.
Вероника
***
«Ученье как строительство дома»
Ученье – это не только школа и университет. Ученье — это вся наша жизнь. И ее мы можем представить как недостроенный дом, в котором каждый кирпичик – это один день, за который мы чему-то научились. Если же мы не будем учиться ничему новому, наш дом развалится.
ЭПИТЕТЫ
Ребятам были предложены подборки эпитетов, с которыми им было необходимо составить связный текст.
Лунная ночь, пронзительный ветер, холодные звезды, застывшие деревья, дремлющий фонарь, отчужденный свет.
«Весь мир как будто замерз. Пронзительный ветер задувал под одежду. Была лунная ночь. Холодные звезды бледно мерцали, превращая застывшие деревья в причудливые существа. Один лишь дремлющий фонарь мигал каким-то отчужденным светом. Наступила осень…»
Константин
***
«Я шёл домой, задумавшись о смысле жизни. Единственное, что сопровождало меня в моём нелёгком путешествии по закоулкам собственного сознания – это отчуждённый свет лунной ночи. Застывшие деревья и холодные звёзды производили какой-то гипнотический эффект, всё больше отдаляя меня от реальности. Вдруг налетел пронзительный ветер, и я будто очнулся от сна. Мне неожиданно пришло осознание. Оно было весьма удручающим и даже пугающим. Я заплакал. Может, от собственного бессилия, а может, от тленности бытия, но в тот момент единственным моим утешителем стал дремлющий фонарь, кое-как освещающий дорогу. Он был подобен маяку, указывающему мне верный путь».
Евгения
Задумчивый дождь, унылый сад, сонные дома, чужой пруд, одинокая яблоня.
«За окном осень. Монотонно барабанит задумчивый дождь. Унылый сад словно тоскует по ушедшему лету, нет в нем больше красок. Такой знакомый пруд остановил свое движение, застыл в неподвижности и выглядит теперь совсем чужим. Еще сонные дома нехотя просыпаются. Кажется, что лишь одинокая яблоня рада осени: на ней висят спелые наливные яблоки – плоды летнего труда».
Валерия