17 апреля 2013 года в Смоленске при посредничестве Управления образования и молодёжной политики при Администрации города Смоленска, Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и МБОУ СОШ №2 города Смоленска состоялась III международная научно-практическая конференция «Проблема совершеннолетия в современном образовании. Становление человека от рождения до 21 года». В сборнике материалов конференции «Проблема совершеннолетия в современном образовании. Становление человека от рождения до 21 года: Сборник материалов III международной научно-практической конференции (17 апреля 2013г., Смоленск) / Под ред. В.А. Пегова. – Смоленск: СГАФКСТ, 2013. – 168с.» представлены работы, с разных сторон раскрывающие проблемы совершеннолетия в современную эпоху, начиная с дошкольного детства и заканчивая профессиональным образованием молодых людей. Авторы статей также затрагивают вопросы психолого-педагогической помощи детям, имеющим особые образовательные потребности и нуждающимся в особом уходе.

В.А. Пегов во вступительной статье утверждает: «Не-совершенство в настоящее время должно рассматриваться не как порок, а как возможность пробуждения в каждом человеке индивидуальности, способной распознать своё призвание, т.е. ту область социальной жизни, в которой она достигнет искусности и мастерства».

Young K.T. (USA) является куратором Смоленской вальдорфской педагогической инициативы со времени ее образования, т.е. с 1992 года. Его статью в данном сборнике вы можете прочитать на английском языке.

Е.Я. Федоренко работает в вальдорфской группе «Яблонька» детского сада «Аннушка». Ее статья «Использование театра кукол, как средства развития творческих способностей детей» представлена в разделе «Детство до школы». Автор пишет: «… за порогом школы жизнь сложная и разнообразная; она чем дальше – тем больше требует от человека не шаблонных, стандартных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов. /…/ И перед нами ставится задача чрезвычайной важности: постараться, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он берется».

Над статьей «Пробуждение человеческих качеств на примере изучения биологии» из раздела «Школьное детство и подростковость» работал коллектив авторов-учителей Смоленской вальдорфской школы. Здесь рассказывается о том, что вальдорфская педагогика позволяет решать вопросы раскрытия личности, исходя из развития ребенка в каждый возрастной период. Каждый школьный предмет призван открыть в человеке определенные качества, которые делают гармоничным его существо и полноценной его связь с миром. В статье рассказывается, как работают над этим вопросом учителя вальдорфской школы на уроках биологии. Е.И. Шевченко написала часть «Преподавание биологии на начальном этапе обучения», в которой замечает: «…познавательные чувства ребенка происходят из метаморфозы «волевых чувств». Ведь природа открывает себя человеку посредством его органов чувств. Ребёнок же по сути своей и является органом восприятия окружающего мира». И.В. Лондаренко в части «Преподавание биологии в 6 – 8 классе» замечает, что «учебный урок может стать уроком жизни, ведь можно научить подростка признавать внутреннюю ценность мира и человека». О преподавании биологии на старшей ступени пишет Е.И. Терехова в части «Преподавание биологии в 9 – 11 классах». Здесь говорится, что в старшей школе развивается «…способность мыслить межпредметно, расширяя кругозор. Открытие возможности самопознания рождает в человеке ответственность за свою жизнь и экологию поведения».

В этом же разделе С.Ю. Арещенко представляет такой интересный предмет учебного плана вальдорфской школы, как ботмеровская гимнастика в статье «Роль ботмеровской гимнастики в становлении человека». В статье сказано: «Сейчас такое время, когда ребенку трудно должным образом овладеть своим телом. На смену подвижным играм во дворе пришли компьютерные игры. Теперь довольно часто можно видеть, что движения одного ребенка скованные, а движения другого – наоборот, очень быстрые или «разболтанные». То, что происходит вовне, является зеркальным отражением происходящего внутри. Движения ребенка могут многое рассказать о нем, о его ощущении себя в собственном теле /…/ – как в тюрьме, в которую он заключен, или как в храме, в котором благостно находиться. Задача ботмеровской гимнастики – помочь детям и взрослым выходить в окружающий мир с радостью и любовью».

В статье «О признаках инфантильности среди молодых людей» А.В. Пегова и В.А. Пегов рассматривают такие человеческие способности, как игра и учение. В статье авторы подводят к мысли о том, что потеря способности к свободной подвижной игре несет за собой склонность к зависимостям. В доказательство Пеговы приводят результаты исследования, проведенного ими среди студентов. В выводах звучит мысль о том, что «человеческая игра приводит к инициативности, самостоятельности и зрелой человеческой личности».

Следующий раздел сборника называется «Юность и совершеннолетие». В этом разделе учителя немецкого языка Смоленской вальдорфской школы С.Ю. Арещенко, И.Н. Хрипанкова и Е.И. Шевченко поместили статью «Роль иностранного языка в становлении человека: путь от волевого подражания к осознанному говорению». Очень остро и современно звучат мысли, изложенные в этой статье: «Одна из важнейших задач современности состоит в том, чтобы противопоставить стремлению народов к обособлению взаимное понимание, основанное на знании языка. /…/ Человек, изучающий иностранные языки, становится более универсальным, /…/ ведь в каждом языке заложен свой собственный взгляд на мир».

Мысли авторов статей перекликаются, и в статье «Пробуждение человеческих качеств в душе молодого человека на уроках литературы» учитель старшей школы Т.Е. Кутузова пишет о том, что «в связи с глобальными преобразованиями, происходящими в социально-культурной и духовной сфере современного общества, проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения приобретает особую актуальность. /…/ Характерным мотивом душевной жизни подростков является интерес к поиску собственной жизненной стратегии, определению своего жизненного плана и понимания того, насколько он может активно его строить».

Заключает сборник статья В.А. Пегова «Человеческое мастерство и искусство воспитания», в которой звучит мысль о том, что «…понятие (педагогического) мастерства должно стать современным и действенным. /…/ Искусство воспитания состоит не в том, чтобы учитель вымуштровывал ученика под себя, а чтобы тот мог из себя создать новые способности».