На эпохе «История человечества через искусство» старшеклассники наблюдают, как изменялось сознание человечества на протяжении многих веков, созерцая произведения искусства от древнего мира до наших дней. Курс 10 класса рассматривает период от начала новой эры до эпохи Возрождения.

Познакомившись с раннехристианским искусством катакомб и Византийским храмовым зодчеством и живописью, мы отправились на прогулку по средневековому Смоленску. В нашем древнем городе сохранились три памятника домонгольского сакрального зодчества, относящиеся к XII веку. Мы начали свое исследование с самого старого из них (и, кстати, вообще самого старого здания города) – церкви Петра и Павла 1146 года постройки. Ребята обнаружили в нем типичные черты византийской храмовой архитектуры, а также рассмотрели в здании храма черты человеческого тела – голова (глава с куполом – сводом, напоминающим свод черепа), шея (барабан), предплечья (закомары). После того, как мы побывали внутри храма, многие заметили, что несмотря на то, что внешне здание выглядит достаточно большим и монументальным, внутри на удивление уютно и камерно, даже тесно (звучали такие сравнения: «как в колыбели», «как в утробе матери», «тепло и безопасно»). Поговорили о святых, Петре и Павле, в честь которых был построен этот храм, выяснили, за что Христос прозвал Петра «камнем» и вспомнили «Гимн любви» из обращения Павла к коринфянам, в котором передана суть понимания любви в христианстве.

Далее мы отправились к храму Иоанна Богослова (1173 г.), который, к сожалению, не сохранил своих первоначальных размеров и форм, но мы рассмотрели его первоначальный план и поняли, что этот храм, стоящий прямо напротив Петропавловской церкви на противоположном берегу Днепра, является фактически её близнецом. Действительно, оба храма были построены полностью по византийскому канону. Возник вопрос, почему Роман Ростиславович (старший сын Ростислава Мстиславовича, первого смоленского князя и строителя храма Петра и Павла, с которого мы начали эту прогулку) возвел этот храм именно в честь Иоанна Богослова и как этот храм в итоге стал главным местом развития просвещения на Смоленской земле.

 А вот третий храм (Архангела Михаила), возведенный в самом конце XII века, в 1191-1194 гг., всех удивил! Настолько сильно он отличается от своих совсем недалеких предшественников. Устремленный в небеса, стройный, вертикальный, он создает совершенно другое впечатление (как снаружи, так и внутри). Ребята узнали, что храм Архангела Михаила возведен не по византийскому канону, а уже в совершенно другой архитектурной манере. Это было абсолютное новаторство в русском храмовом зодчестве. И авторами его стала смоленско-полоцкая зодческая артель. Именно на нашей земле оформилось новое восприятие и понимание христианского импульса, пришедшего из Византии. Конечно, уже само собою напрашивается вопрос – а кто такой Архангел Михаил, в честь которого Давид Ростиславович (младший сын Ростислава Мстиславовича) построил этот новаторский храм. Десятиклассники сразу отвечают – небесный воин Света!

В завершении экскурсии поговорили с десятиклассниками о роли Смоленска в формировании русского самосознания. Несмотря на то, что мы очень многое узнали, осталось немало важных вопросов. Почему история так избирательна в том, что сохранить в наследие потомкам? Какие важные импульсы сохранились на Смоленской земле в трех домонгольских храмах, переживших нашествие монголо-татар, литовскую и польскую интервенцию, сожжение города Наполеоном, оккупацию фашистами и почти полное разрушение во время Великой Отечественной войны? Как эти импульсы повлияли на дальнейшее развитие и формирование смолян?

Но если есть вопрос, ответ обязательно придет. Зерна посеяны, и они обязательно прорастут!

Учитель: Захарова Евгения Владимировна.