Урок древнерусской литературы в девятом классе

Можно, конечно, прочитать Повесть о Борисе и Глебе, Слово о Меркурии Смоленском, труды Авраамия Смоленского, написать сочинение по шаблону из интернета и благополучно забыть все эти непонятные древнерусские слова, вырванные из контекста нашей сегодняшней реальности. Но у нас есть прекрасная возможность обратиться за помощью к самой земле, которая помнит и людей тех, и события давно минувших лет, которые мы называем "наша история". 

Спрашиваю ребят:

-  Как думаете, зачем нужно знать историю?

- Чтобы лучше понимать себя сейчас! Ведь история — это опыт человечества. Не знать историю свою — это как просыпаться каждый день и не помнить ничего про вчера...

15-летние подростки это понимают.

Изучать литературу вне контекста истории невозможно.  И мы идем с ними по Смоленской земле вглубь веков, чтобы лучше понимать, кто мы, что несем в себе, какие импульсы и задачи передали нам наши предки. И как это отразилось в нашей литературе.

Первое место, куда мы держим путь - Смядынь, место убийства первого русского святого, князя Глеба, убитого в междоусобной борьбе за Киевский престол братом Святополком Окаянным.

Пока идем, разговариваем о роли и судьбе нашего древнейшего города в жизни Руси. Вспоминаем войну с поляками, с французами, с фашистами. Сама собой проступает на первый план самоотверженность города, столько раз встававшего на защиту нашего государства, жертвуя собой и принимая на себя основной удар. Снова и снова умирая в битве за Русь, за русскую Душу, за русское Христианство и возрождаясь, чтобы вновь и вновь служить ей самоотверженно и безусловно.

В таких непростых разговорах мы неожиданно оказываемся у храма Бориса и Глеба на Смядыни. Повесть об убийстве первых русских Святых, прочитанная непосредственно на месте событий, после разговоров о самоотверженности Смоленска, очень трогает ребят. Вижу, как притихают они у храма, у Глебова колодца... Сама Смядынь словно ждала нашего визита: тучи рассеялись, выглянуло солнце, ни одного человека вокруг, только кони пасутся в самом русле древней реки... Мы погружаемся полностью в атмосферу XI века, и вот уже видим, как Глеб на ладье выходит в устье Смядыни, а жестокие посланники Святополка пронзают его мечами, и кровь Святого проливается в воды Днепра, в котором несколько лет назад отец его крестил смолян, тело его бросают тут же на берегу в заросли. И потом на этом месте образовался святой колодец. Он и по сей день есть, но давно не святой. Подходим к колодцу. Рассказываю им историю, произошедшую со мной этим летом накануне даты Крещения Руси на этом месте (когда вода в ручье из колодца окрасилась в кровавый цвет). История эта вызывает глубокий отклик и множество вопросов. Оставляем их до времени без ответов. Пусть поживут в сердце. Заходим в храм. Там "тихо, спокойно и вкусно пахнет" (из сочинения одной ученицы). Рассматриваем иконы Бориса и Глеба. На самой старой Святые "изображены именно такими, как в повести - кроткими и покорными судьбе, а на двух других уже современные". Это тоже из наблюдений ребят.

Далее наш путь лежит в обитель Преподобного Авраамия Смоленского. От Смядыни решаю подняться на холм Свирской церкви. Так как разговор зашел о расцвете культуры Смоленска в 12 веке. После канонизирования Бориса и Глеба в конце XI века и построения первого каменного храма во имя их на Смядынь, которая до этого была окраиной города, переносится культурный и духовный центр города. Здесь строится княжеский дворец и несколько храмов и монастырей. Одна церковь сохранилась до наших дней, и у нас есть уникальная возможность прикоснуться к творению истинно смоленской школы православного зодчества. Мало кто знает, но Смоленск в те времена был первым и единственным городом, который начал строить храмы не по подобию византийской школы, а исходя из своего понимания русского христианства. Позднее, в XVI веке эти черты распространились в московскую зодческую школу. Эти храмы отличались вертикальностью, устремленностью в небеса, пределы церкви были компактными, не растянутыми в горизонтальной плоскости, а глава возвышалась на высоком пьедестале, оформленном снаружи псевдозакомарами-кокошниками, напоминающими смоленские холмы. 40 лет процветала смоленская школа, ярко отличаясь от других русских школ. Но во времена ига Золотой Орды два века ничего не строилось, а во время последующих войн почти все храмы были разрушены. Но три домонгольских храма все-таки сохранились. И несмотря на то, что храм Архангела Михаила утратил после реставрации во 2 пол. XX века большую часть исконно смоленских элементов, в целом все равно очень ощущается эта самобытность смоленской зодческой школы. У меня есть фотография макета этой церкви архитектора Барановского, как он завещал потомкам восстановить ее. Может быть, завет когда-нибудь осуществится... А пока мы рассматриваем макет, замечаем отличия. Кто-то говорит, что первоначальный вариант красивее, кто-то отдает предпочтение современному, но главное то, что у нас у всех есть возможность прикоснуться к наследию наших предков не только через слова, но и в прямом смысле руками, глазами, всем своим существом. Никого не оставило равнодушным посещение этого храма - голос веков услышали все!

В некотором оцепенении от пережитых чувств идем дальше. К первому русскому православному философу, проповеднику, живописцу, автору многих философских трудов, в которых он осмысляет святое Писание и вопросы бытия - к Авраамию Смоленскому.

Вот перед нами скульптура Святого работы смоленского художника Валерия Гращенкова. Всматриваемся с ребятами в его черты, фигуру... "Словно без плоти", "взгляд спокойный, но не безразличный", "наставляет, обращаясь, а не поучая" - такие черты подмечают девятиклассники. Они еще не знают его историю. Говорят о нем из ощущения, из его образа, прекрасно изваянного художником.

Рассказываю.

Преподобный Авраамий был живым воплощением истинного христианина, земной его путь — это пример глубокого сознательного погружения в самую суть Христианства.

Как известно, путь этот никогда не бывает прямым и гладким. Земные трудности не пугали Святого, с детства он был очень любознательным и проявлял склонность к духовным вопросам, не любил праздных игр и предпочитал проводить время в молитве. А с юных лет он отказался от земных благ, оставленных ему родителями, раздал наследство страждущим и ушел скитаться по городу, как юродивый, взывая к Господу указать ему его Путь. Так он оказался послушником одного безызвестного бедного монастыря за городом, в Селище (сейчас Богородицкое), где предался изучению священных текстов, освоил греческий, латинский языки, занялся переводами и переписыванием древних священных текстов. Спустя годы настоятель монастыря убедил его принять сан священника, видя в нем дар просветителя, ясность ума и истинную самоотверженную любовь к Христу. И он становится проповедником. Сразу же толпы людей пошли к преподобному Авраамию за советом, наставлением на путь. Тогда темные силы наслали на него предательство, клевету, зависть более именитых и высокопоставленных служащих церкви. И был выслан Авраамий обратно в безызвестный монастырь в Селище.  Но и туда к Святому пошли люди. А на город вскоре обрушилась великая засуха и начался голод. Два года все храмы молились денно и нощно о спасении города, но все было тщетно. И понял тогда главный епископ, что, скорее всего, это кара господняя за клевету, незаслуженное очернение святого праведника. И призвал он Авраамия совершить службу во спасение города от мора. Авраамий молился всю ночь, а утром пошел сильный дождь. И поняли все, что за человек Авраамий, и вернули его в город и окружили достойным почетом. И служил он до конца дней своих людям, наставляя каждого особым, нужным ему словом, видя в каждом личную судьбу его и возможности.

Заходим в храм. Рассматриваем икону Авраамия. И другие иконы. Ребята с искренним интересом проникают душой в самую суть изображений. Подмечают такие детали, которые мы, взрослые, в суете и "учености" своей не видим или не придаем им значения...

Интересно и очень вдохновляюще было читать их сочинения о Святынях Смоленска после экскурсии. Понимаю, какие глубокие темы были подняты на этом уроке-экскурсии... Тем радостнее было получить от них искренний отклик, благодарность и первые робкие попытки осмыслять опыт своей души.

Автор: учитель русского языка и литературы Захарова Е.В.