Мы с девятиклассниками продолжаем погружение в русскую литературу первой половины XIX века.

И вот мы в родовом имении Грибоедовых, в Вяземском районе. Это единственный музей, посвященный А.С. Грибоедову, в России. Да, наверное, и он бы не состоялся, если бы не архитектор-реставратор  П.Д. Барановский и его ученик и последователь Виктор Кулаков, которые в 1967 году начали реставрацию усадьбы.

По дороге туда рассказываю ребятам удивительную судьбу выдающегося поэта, драматурга, дипломата и просто Великого Русского Человека - Александра Сергеевича Грибоедова.

Помимо общеизвестных фактов о его ранней уникальной одаренности в языках, музыке, словесности, эксцентричных эпизодов из его светской жизни, четвертной дуэли, о его драматической смерти, читаю ребятам воспоминания его близких друзей: Булгарина, Бегичева, Чавчавадзе. Очень погружают в предмет художественные произведения, в которых он один из главных действующих лиц. Прежде всего это "Путешествие в Арзурум" А.С. Пушкина, в котором до сих пор исследователи с усердием ищут несоответствия в фактах (временных и географических), ставя под сомнение знаменитую сцену встречи Пушкина с обозом, который везет тело изувеченного персидскими фанатиками Грибоеда...

Мы не сомневаемся в подлинности этой встречи, мы пытаемся уловить тончайшие связи и обнаружить параллели между этими двумя выдающимися современниками, гениями эпохи, по-своему перевернувшими очередную страницу в судьбе нашей Родины.

Еще одно замечательное произведение, так трогательно и искренне описывающее главную и единственную любовь Грибоедова к Нине Чавчавадзе — это книга грузинского классика советского периода Николая Микавы "Грузии сыны". Глава "Александр Чавчавадзе" посвящена жизни и творчеству близкого друга и тестя Грибоедова - грузинского поэта-романтика, государственного деятеля. С первых строк мы перенеслись из заснеженной Смоленщины 21 века, в солнечную Грузию 19-го, пронизанную ароматами золотистого цинандали, свежего горного ветерка, дующего с вершины Мтацминды, влажного запаха щедрой грузинской земли и нежных роз, которыми была усыпана дорожка к часовне, где венчались Александр с Ниной. Вся книга буквально окутана любовью: Нины к Грибоедову, Грибоедова к Грузии, Чавчавадзе и, конечно, самого автора, Николая Микавы, ко всем действующим лицам его книги. Пусть это художественное произведение, но в нем нет никакого вымысла или искажения фактов. Только бесконечная любовь ко всему, что он описывает. Теперь это одна из любимейших моих книг, посвященных биографиям, наряду с "Муками радости" Ирвинга Стоуна.

Но вот автобус подъезжает к голубому зданию с роскошной лестницей, утопающему в белоснежном снегу. И мы оказываемся в гостях у ... Фамусова.

Конечно же все знают, что дядя Алессандра Сергеевича, Алексей Федорович Грибоедов является прототипом "главы фамусовского общества". У Грибоедова есть заметка под названием "Характер моего дяди", в которой он прямо на это указывает:

"Вот характер, который почти исчез в наше время, но двадцать лет тому назад был господствующим, характер моего дяди. Историку предоставляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. Тогда уже многие дуэлировались, но всякий пылал непреодолимою страстью обманывать женщин в любви, мужчин в карты или иначе; по службе начальник уловлял подчиненного в разные подлости обещаниями, которых не мог исполнить, покровительством, не основанным ни на какой истине; но зато, как и платили их светлостям мелкие чиновники, верные рабы-спутники до первого затмения! Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, нынче этого нет, а может быть, и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: «я, брат!..»

Узнаете?

И в комедии тоже есть прямые пересечения:

«Не тот ли вы, к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитёй возили на поклон?"

Гуляем по анфиладам усадебного дома, подмечаем, насколько богаче и архитектурно сложнее эта усадьба по сравнению с пушкинским Михайловским. В парадном зале звучит такой узнаваемый вальс Грибоедова...

Парк и пруд застыли под пуховым одеялом зимы. Спят 300-летние дубы и видят во сне своих прежних хозяев. Удивительно, деревья - единственные на земле наши современники, которые застали тех, о которых мы знаем только по воспоминаниям предшественников. Жаль, что мы не знаем языка деревьев, интересный мог сложиться диалог...

Ребята делятся своими переживаниями. Слова одного ученика запали мне в самое сердце:

"Очень красивая усадьба, прекрасная экспозиция, интересный рассказ экскурсовода. Жаль, что духа Александра Сергеевича тут нет..."

Все подхватывают: да, вот Пушкинских горах Пушкин был везде!!!

И начинается обсуждение...

Так радостно видеть, как они взрослеют, учатся осмыслять свои чувства, впечатления.

Интересно, но я тоже начинаю смотреть на многие привычные и, кажется, давно понятные вещи их глазами, выходить за рамки своих сложившихся представлений. И это тоже очень радостно.

Автор: учитель русского языка и литературы Захарова Евгения Владимировна