За 3 года обучения сына в школе этот вопрос, пожалуй, самый острый из всех, какие мне доводилось обсуждать в моем окружении... Даже политика не вызывает столько противоречивых эмоций у обеих дискутирующих сторон.

Действительно, в нашей стране испокон века любая альтернатива чему-либо традиционному  рассматривается изначально как нечто либо противозаконное, либо дилетантское, либо сектантское. Что ж, так уж русский человек воспитан. Все, что не вписывается в общепринятый канон, вызывает либо недоверие, либо осуждение. Быть как все надежнее и безопаснее. Идти проторенным путем спокойнее. Не брать на себя ответсвенность - проще. Когда ты в системе, тебе ничего не нужно решать. А следовательно, ни за что не нужно отвечать. Система сама за тебя все решит: кем тебе работать, где жить и как отдыхать. Функционируй в рамках своей программы -  и будешь "успешным человеком".

Пожалуй, если большинство из нас честно и объективно оценит свою жизнь, то наверняка  увидит и себя в этой системе. Без права выбора и права что-то поменять. Потому что страшно. Потому что не знаем ни себя, ни своих способностей,  ни потенциала, а главное, не можем себе разрешить быть самим собой. Потому что не понятно, как Система на тебя такого "самогО" посмотрит и как оценит. Разрешит ли она тебе жить по своим правилам, будет ли у тебя возможность обеспечивать себя и свою семью, не воспримет ли она тебя как потенциально опасный вирус и не постарается ли  уничтожить? Страшно. Страшно оказаться за бортом, при этом не умея плавать. А вот "плавать-то" как раз нас и не учили.  Учили функционировать. А быть собой, реализовывать свой индивидуальный потенциал, участвовать в процессе общечеловеческой эволюции, привнося  в нее свой собственный творческий импульс, - таковых задач перед нами не ставилось. Нас учили действовать в рамках алгоритма, писать по линейке и по шаблону, говорить цитатами, зубрить непонятные материалы, отвечать их "на зубок", сражаться за оценки, а чуть позже научили самому страшному, что окончательно убило последние способности свободно мыслить, - copy/past'ить. Копировать/вставить. Копировать/вставить....

Не самому генерировать мысли, а использовать уже  готовые, доставая под тот или иной вопрос более менее подходящую информацию  из так называемой нашей оперативной памяти, в лучшем случае, или из чертогов гугла во всех остальных. Соответсвенно, самостоятельно мыслить мы разучились, а может, даже и не умели... Мы все больше и больше сами становимся похожи на компьютер, потому что компьютер - это уже давно "наше все".

Так вот, собственно, почему вальдорф?

С этой педагогикой я познакомилась вскользь, будучи слушателем педагогического ВУЗа. Нам немного рассказывали об альтернативных методиках, которые имеют место в современном обществе. На интуитивном уровне что-то в глубине меня откликнулось, возник интерес, стали попадаться статьи и книги, люди, так или иначе связанные с вальдорфом, а потом я стала мамой и понемногу все накопленные знания стали прорываться в практику! Я посетила курс лекций для родителей в нашей школе и все больше и больше понимала, что это именно та педагогика, которая даже в современном тотально материально-цифровом мире способна развивать и поддерживать в детях человеческое. Способна пробуждать в людях духовный импульс. Помогает реализовывать индивидуальный потенциал каждого человека. В вальдорфских школах нет троечников, середничков или "ботанов". Потому что оценок нет! Ведь задача педагогики не оценить, а помочь раскрыть в каждом ребенке его собственные задатки и способности. Помочь встать на собственный Путь. И научить уверенно по нему идти, снабдив всем необходимым, - умением, знанием, увлеченностью. Идти, не боясь ошибиться, упасть, свернуть на боковую тропинку. Ведь если педагог смог зажечь внутри каждого ребенка его собственную искру, его дар, с которым он пришел в этот мир, то позже его подросшая душа уже никогда не сможет забыть этот свет, который озаряет его Путь и указывает верное направление.

Как же они это делают? Как зажигают свет души? Как обучают, не оценивая? Как через творчество преподают точные предметы? Очень много вопросов.

Поколению, выросшему на зубрежке, ответы на эти вопросы так просто не даются. Мы не можем найти в нашей оперативной памяти нужный файл. Его там просто нет. Потому что ответ на все эти вопросы на самом деле один - Опыт. И вот этого самого опыта у нас нет. Для того, чтобы получить этот опыт, нужно приходить в  эту школу на открытые уроки, родительские конференции,  праздники и мероприятия и - учиться! Я для себя давно поняла, что нет никакого Знания, кроме Знания, полученного из Опыта. Собственного опыта, пережитого всем своим существом. До тех пор, пока не пережит опыт, говорить, что у нас есть знание, - некорректно. Есть некая информация. Мы ее получаем, переживаем в определенном опыте, на всех планах нашего бытия: чувственном, ментальном, физическом. Получаем определенный результат, который приводит нас к неким выводам.  И только после этого она становится нашим собственным Знанием. Запечатленным в нас, уже как часть нас. Согласитель, такие знания забыть не получится. И применить не по назначению тоже. Это как оказавшись в воде и сообразив, как плыть, в следующий раз оказавшись на глубине,  уже не будешь "крутить педали" или "шагать". А будешь грести. Это самый простой пример, который может быть понятен всем, без глубокого проникновения в суть. Но феноменологический метод познания мира (открытый И. В. Гёте и положенный в основу вальдорфской педагогики Р. Штайнером) и явлений, окружающих нас, будь то физические, химические, математические, художественные, основывается именно на этом. На собственном опыте. Так вот дети в вальдофской школе мир не заучивают. Они в нем живут. Душой, телом, всеми скрытыми и проявленными органами чувств, головой, интеллектом, всем, что у них есть  и полноценно функционирует, (а именно поэтому родители должны максимально трепетно относиться к здоровью своих детей, так как этот набор и есть главный и основной инструментарий в обучении), они переживают мир вокруг себя. И себя в этом мире. Получают собственный эксклюзивный опыт, который впоследствии становится Знанием.

Весь процесс обучения делится на определенные эпохи, которые подбираются по возрасту и потребностям растущего человека, а потом и личности.  И ученики погружаются в каждую эпоху и проживают ее полноценно во всех смыслах - телом, душой, головой. Например, во втором классе дети читают басни и слушают легенды о Святых. В баснях они в повадках животных узнают людей, подмечают, что многие человеческие проявления не чужды животному миру, ведь мы часть его. А в легендах о Святых они видят, как мудрые, сильные люди животный мир укрощают, подчиняют его себе, но не порабощают, не угнетают, а направляют его силы во благо людей. Так дети понимают, что Человек и Природа неразрывно связаны, но у Человека есть еще и другие задачи, кроме природных, направленные на что-то более высокое, духовное. Что это, они еще до конца не осознают, но в глубине души у них уже прорастают росточки будущей человечности.

В 3 классе их ждет важное испытание: Рубикон из детсва в отрочество. Окончательное отделение от природного мира и вступление в земную человеческую жизнь. Со всеми вытекающими последствиями и осознанием тягот, забот и ответственности, а так же конечности жизни. Они взрослеют, утрачивают наивность и уверенность в этом, теперь уже чужом для них, мире, и им становится страшно от того, смогут ли они в нем выжить. Ведь они совсем ничего не умеют делать, как взрослые. И в помощь приходят эпохи ремесел, земледелия, домоводства,  строительства дома. Взрослые мастера своего дела, основной учитель, родители сейчас имеют колоссальный авторитет для детей, ведь они могут научить их так же справляться с обустройством своего дома и жизни. А когда ты знаешь, что умеешь обеспечить свой быт необходимым, построить дом, вырастить еду, то появляется уверенность в себе и своих силах.  Возвращаясь к началу статьи, - это про то, что когда умеешь плавать,  за бортом не страшно!

Так год за годом, переходя из этапа в этап, из эпохи в эпоху, дети наши набираются опыта и знания, уверенности в своих силах, свет их разгорается ярче и ярче, и на выходе из школы в большой взрослый мир им совсем не страшно завалить экзамен, не поступить в ВУЗ, не выйти удачно замуж. Им намного страшнее потерять себя. Но и тут опыт приходит на помощь! Даже если единожды душа человека была озарена его внутренним светом, она вряд ли его сможет забыть.  И, возможно, путь его будет непрост и тернист, но несмотря ни на что, внутри него всегда будет теплиться этот свет, который будет его поддерживать и направлять.

Так как же зажигается этот Свет? Поздней осенью вся младшая школа выходит в темный парк с фонариками, которые они смастерили на уроках рукоделия. И каждый ребенок идет в кромешной темноте и тишине, озаряя свой путь своим фонариком. Они идут в неизвестность. Темнота пугает. Но ребята знают, что они не одни. Есть друг рядом, его рука в твоей руке.  Есть Учитель, он излучает уверенность, что все будет хорошо. И есть фонарик, который освещает дорогу под ногами. И в конце концов среди деревьев начинают мерцать огоньки,  лес расступается, все классы выходят на поляну, залитую теплым ярким светом одного большого фонаря. И в какой- то момент каждый ребенок может почувствовать, что и его личного  фонарика свет вдруг влился в этот большой фонарь, и вокруг стало совсем не страшно, а уютно и тепло.

Когда я в первый раз прошла с фонариком по темному ноябрьскому парку этот путь сквозь тьму к Свету, я, наверное, впервые в жизни осознала, что во мне тоже есть этот Свет. Мне было на тот момент уже 36 лет. И я поняла, что я действительно на верном пути.