Родители, которые видели расписание уроков вальдорфских классов, часто задают вопрос: «Что такое основной (или главный) урок?»

Вальдорфская педагогика пронизана идеями салютогенеза, а это значит, не только является терапией того, что было нарушено, но главное, стремится сохранить состояние здоровья и правильный жизненный ритм своих учеников. Такой прием благотворно сказывается на ребенке, дисциплинирует его, а это особенно важно в современном обществе, которое пестрит избытками внешних раздражителей и рассеивает внимание людей все в большей степени.

Между тем здоровые ритмы заложены в человеке природой: биение сердца, пульсация крови, дыхание и многое другое. Вспомним, к примеру, ритм пробуждения: человек присыпается, еще сонным встает на ноги, направляется делать привычные дела, которые не требуют осознания, затем уже делает действия более сложные (ставит чайник, умывается, готовит завтрак), может быть, молится или медитирует. К этому времени мышление постепенно пробуждается, и человек идет на работу в более или менее бодрственном состоянии. В целом путь пробуждения можно отследить: ноги – руки – сознание.

Таким же образом построена ритмическая часть основного урока. На ритмической части дети пробуждаются по пути от ног к сознанию. В это время дети повторяют за учителем различные ритмы, топая, хлопая, щелкая, подпрыгивая. Могут быть упражнения, связанные с прохождением по различным формам (окружность, восьмерка, прямая линия или прямоугольник, а также более сложные формы). Так пробуждаются стопы и ноги. Далее следует пробуждение рук. Это могут быть разные упражнения в зависимости от возраста детей: работа с мячиками, мешочками с различными наполнителями, деревянными или медными палочками, жонглирование и т.д. Затем подключается грудная клетка и голос, может быть, пение или игра на флейтах, а также работа с речью и рецитация.

Плавным переходом от ритмической части основного урока к его теоретической части является устный счет. Именно на этой части учитель начинает обращаться к материалу, который составляет предметный цикл. Это науки, требующие обдумывания, мыслительного представления. Именно утром человеку легче всего дается мыслительная деятельность, поэтому основной урок всегда занимает утреннее время. На основном уроке в течение нескольких недель преподносится один и тот же учебный предмет – эпоха. Многие взрослые уверены, что это новшество пришло в Россию только благодаря вальдорфской педагогике. Это не так: обучение по эпохам осуществлялось в гимназиях царской России, а также некоторое время существовало в первые годы советского периода. Глубокое погружение в материал одного предмета демонстрирует более высокую степень зрелости детей в понимании проблемы, показывает значительное возрастание способностей учеников. Изучение материала по эпохам дает возможность осуществлять правильный ритм его усвоения: погружение в материал, как своего рода «вдох» - внутренняя переработка и постепенное усвоение, как «выдох».

Так во время теоретической части учитель предлагает детям вернуться к тому материалу, который изучен ранее (проверка домашней работы) или был дан на прошлом уроке (пересказ, чтение готовых текстов или текстов, с которыми работа только начинается, обсуждение увиденных на прошлом уроке опытов и экспериментов).

Далее следует активно-практическая часть, на которой органически продолжается погружение в материал, его изложение учителем, подтверждение новыми опытами и демонстрациями. В это время ученики активно работают в своих учебных книгах: ведут записи, рисуют, выносят резюме по поводу изученного материала.

Завершается урок художественной частью, содержащей рассказ по основным темам года.

Принцип преподавания по эпохам полностью оправдывает себя, поскольку именно при такой форме работы создаются возможности для концентрации внимания детей, активизации их интереса и представления содержания предмета в виде хорошо запоминающихся образов.