«Во время родительских собраний мы слышим, что маленький ребенок должен как можно больше свободно двигаться, особенно ползать. С этим можно согласиться. Но вот с заявлением, что манежи вредны для ребенка?! Хотелось бы понять, почему, если это так».
Век индустрии. Соответствует ли времени воспитание детей и ведение человека? Уже в XVIII веке Иоганн Генрих Песталоцци рассматривал воспитание как раскрытие заложенных в человеческой природе сил. В XX столетии этим вопросом занимался Р. Штайнер, основатель антропософии, который, исходя из своего познания человеческой природы и природы маленького ребенка, дал педагогике новую основу. Сегодня во всем мире в вальдорфских школах преподают согласно его указаниям, а малыши находят в вальдорфских детских садах соответствующее их существу и ступени развития исполненное любви сопровождение и ведение в течение первого семилетия жизни.

До сих пор школа полагалась на то, что ребенок в основном воспитывается дома, что существует рабочее разделение функций между семьей, воспитывающей ребенка, и школой, которая занимается его образованием. однако это относится ко всё меньшему числу детей. многие из них растут, переживая нехватку людей, с которыми они могли бы контактировать, недостаток чувственного опыта, движения, игр и общения. им не хватает внимания и вызова, так что они в свои шесть лет еще не являются зрелыми для школы.

Для раскрытия внутренних сил ребенка существуют особенно чувствительные фазы развития. Хватательная чувствительность, развитие речи, визуальная и аудиальная компетенция должны интенсивно восприниматься и вырабатываться в определенные возрастные отрезки. Если этого не происходит, то, хотя позднее кое-что возможно (с повышенными затратами) компенсировать, но полностью восстановить потерянное не удается никогда.

Дети, которые слишком редко бегали и прыгали, которые не играли в достаточной мере на качелях или в грязи, не имели возможность вволю поползать и побалансировать, с трудом ходят спиной вперед даже в начальной школе. Очевидно, что такой вид учебной деятельности, как обратный счет дается им также тяжело. Они поражают нас слабостью счета, действуют неуклюже. Такие дети не могут правильно оценить силу, скорость и расстояние, поэтому чаще других страдают от несчастных случаев.

Дети, растущие без товарищей для игр, одинокие в замкнутом пространстве манежа, имеют очень мало опыта чувства кожи, в результате чего позднее не могут ужиться со своим социальным и эмоциональным окружением. Их «ближние» чувства – чувство кожи, чувство координации мускулов и чувство равновесия – ослаблены, потому что слишком мало стимулировались. Такие дети в школе часто бывают распущенными, то есть демонстрируют поведенческие нарушения, так как они не чувствуют в своем внешнем теле никакой опоры. У тех детей, которые слишком много сидят дома, глядя на экран со включенными родителями мультфильмами, кроме «ближних» ослабляются и «дальние» чувства. Это происходит благодаря постоянной перегрузке визуальными и ничего-не-говорящими слуховыми раздражителями. У таких детей смещены пороги восприятия, потому что они слишком часто потребляли быстро сменяющиеся и наполненные действием цветные образы из комиксов и фильмов. Из-за этого устойчивые образы (растения, вариации природных ландшафтов и т.д.) представляют для них столь малые раздражители, что они не могут воспринимать их правильным образом. В наши дни дети регулярно и обильно смотрят телевизор. В большинстве случаев это не является их любимым занятием: гораздо охотнее они боролись бы с папой, ласкались с мамой, играли с братьями и сестрами или строили что-нибудь с друзьями. Однако измученные стрессами и перегруженные проблемами родители уже с двух лет «приковывают» своих детей на несколько часов у телевизора. В результате позднее дети просто не могут понимать обычную человеческую речь. А это значит, они не смогут должным образом воспринимать речь учителя в школе, а зачастую плохо понимают и собственных родителей.

Многие дети приходят сегодня в школу с ослабленными чувствами: они слабы в восприятии и концентрации, не могут внимательно слушать и удерживать себя в течение необходимого времени на уроке. Они неловкие, не могут подобающим образом обходиться с различными материалами, имеют слабости в речевом развитии и вычислениях, неуклюжи. Они не чувствуют, когда позади них кто-то стоит. Их угол зрения сужен до 70 градусов при норме 200 градусов. Эти дети не могут научиться ездить на велосипеде или кататься на роликовых коньках, балансировать, ходить в кругу, двигаться спиной вперед. В связи с этим они не только подвержены опасности несчастного случая, но и лишены простого человеческого общения: с ними не хотят играть другие дети, так как они не умеют рассчитать силу дружеского шлепка, направление движения своих рук и ног и часто их общение выражается в виде грубого действия.

Забетонированные дворы, запруженные припаркованными автомобилями улицы и стесненные жилищные условия лишают детей пространства, в котором могли бы раскрыться их внутренние силы. Люди, проектирующие городскую застройку, предусмотрели на каждую машину 12м2 площади, а на каждого ребенка – всего 6м2. Городские дети «просиживают» свое детство пред телевизором и компьютером, а также в автомобиле, в школе за партой, дома за выполнением домашних заданий. Дети постоянно слышат гремящую музыку в автомобиле, из плейеров, телевизора и компьютера. В результате каждый десятый подросток уже страдает пониженным слухом, 60% первоклассников уже имеют нарушения осанки, 35% - излишний вес, 40% - слабое кровообращение, 38% не могут правильно координировать движения собственных рук и ног, а более 50% имеют проблемы в координации при беге, прыжках и плавании.

В XX веке швейцарский ученый-психолог Жан Пиаже распознал в движении ребенка основу для его когнитивного, социального и эмоционального развития. Кто не развивает своё чувство равновесия, тот имеет проблемы в душевном балансе. Нарушения в движениях вызывают замедленное развитие речи. В той же мере, в какой ущемляется развитие чувств, нарушается и развитие рассудка, задерживается и обучение. Общество, которое не поддерживает раскрытие чувств своего молодого поколения, урезает свою общую интеллектуальную мощь.