Современным школьникам начиная с первого класса задают огромное количество домашнего задания. Но часто бывает так, что выполняют его родители, — периодически нервничая и срываясь на ребенка. Почему так происходит и как поступать правильно — рассказывает Маша Бутусова.

Причин несколько: во-первых, заданий оказывается очень много, а с чувством времени у первоклашки проблемы. У ребенка в возрасте 6-7 лет еще только формируется произвольное внимание: то есть, когда он способен что-то делать, потому что надо, а не потому что весело. Ему практически невозможно заставить себя сесть за уроки и не отвлекаться.

Во-вторых, задания часто рассчитаны на то, чтобы ребенок выполнял их вместе со взрослым: все эти «найди дополнительную информацию» и «прочитай в интернете» — он однозначно будет делать с родителями.

В-третьих, задания часто бывают слишком сложными, и ребенок не в состоянии разобраться самостоятельно.

Но как только вы садитесь вместе со своим первоклашкой за работу, сразу же выясняется, что «в школе они этого не проходили» или он «не помнит». А не сделает уроки — поставят двойку. Получается замкнутый круг: домашнее задание должно быть сделано, мама вынуждена помогать, уставший ребенок отвлекается, балуется, мама нервничает, кричит, ребенок обижается, но знает, что одному делать еще хуже, терпит и ждет. В итоге — все друг другом недовольны.

И уроки надо делать каждый день. Представьте себе, как страдают отношения между мамой и ребенком от этой взаимной пытки?

Конечно, начинающего школьника, который еще читает с трудом, нельзя оставлять одного с домашними уроками. Но как сделать так, чтобы сохранить себе нервы, а ему — чувство собственного достоинства?

Прежде всего, вы должны понимать, что ваша помощь — временная, потому что совсем скоро он сможет и должен будет справляться сам. Необходимо передать эту мысль ребенку.

Очень важно следить за тем, чтобы вы помогали только тогда, когда ребенок действительно не может разобраться с заданием один на один

Вы должны объективно оценивать его способности и стремиться к тому, чтобы со временем он полностью взял ответственность за выполнение работы на себя. Например, когда вы собираетесь делать уроки, пусть ребенок сам приготовит свое рабочее место: достанет пенал, учебники, посмотрит в дневнике, что задали. Учите его планировать: пусть он сам выберет, с какого урока вы начнете, что займет больше или меньше времени, договоритесь, когда вы сделаете паузу и сколько времени она займет.

Пауза или короткая переменка — очень важный момент! В раннем возрасте дети по-прежнему могут концентрировать внимание лишь на короткий промежуток времени, поэтому необходимо периодически менять вид деятельности. Позволяйте ему отдыхать каждые 20-30 минут. Здесь вам в помощь отличный инструмент «Pomodoro» — техника управления временем, предложенная Франческо Чирилло в конце 1980-х. Техника предполагает разбиение задач на 25-минутные периоды — «помидоры», — сопровождаемые короткими перерывами.

Базовые принципы

  • Определитесь с задачей, которую будете выполнять.

  • Поставьте таймер на 25 мин.

  • Работайте, ни на что не отвлекаясь, пока таймер не прозвонит.

  • Сделайте короткий перерыв (3–5 мин).

  • После каждого четвертого «помидора» делайте длинный перерыв (15–30 мин).

 

Сейчас таймер можно поставить на любом телефоне, а еще лучше — приобрести настоящий, который ребенок сам с удовольствием выберет.

Не оставляйте своего ученика одного с заведомо непосильным заданием  -  если он не справится с ним, то разочаруется в своих силах и, вероятно, будет бояться пробовать снова. Часто второклашкам задают написать сочинение о каком-нибудь великом композиторе или приготовить презентацию про животный мир Австралии. Очевидно, что учитель рассчитывает на помощь взрослого в таких случаях. А иногда задание в учебнике сформулировано нечетко, и ребенок самостоятельно просто не может понять, что от него хотят. Здесь, конечно, ему нужна ваша помощь.

Эти советы касаются не только выполнения уроков, но вообще любых совместных занятий с ребенком: что может — пусть делает сам, что не может, но хочет  - вместе с вами. Советский психолог Лев Выготский назвал это зоной ближайшего развития.

Смысл в том, что ребенок развивается и обучается прежде всего благодаря отношениям со взрослым. То, что он сейчас делает с вашей помощью, является его потенциалом — в будущем он сможет делать это самостоятельно. Выготский называл это «область не созревших, но созревающих процессов». Главное, вовремя отпустить ребенка в свободное плавание: не держите велосипед, когда ребенок уже сам педали крутит.

5 советов родителям, которые помогают своим детям с домашним заданием:

  • Придумайте ритуал, который означает, что вы уже начали заниматься. Например, убирайте все игрушки со стола, делайте какую-нибудь маленькую зарядку, побегайте за кошкой — не важно. Пусть маленький школьник заранее приносит себе стакан воды и сходит в туалет. Потому что отпроситься куда-нибудь  -  это любимая отмазка всех детей. Когда все готово, и вы, наконец, сели, обязательно спросите: «Ты готов(а) делать уроки?» Когда вам ответят положительно, приступайте.

  • Поставьте таймер и наглядно покажите ребенку, как много времени он тратит на выполнение уроков. А если бы меньше отвлекался, сделал бы быстрее и уже играл.

  • Не смотрите постоянно к нему в тетрадь и не исправляйте каждое слово. Так ребенок будет все свои ошибки перекладывать на вас . Будьте рядом с ним, но занимайтесь своим делом (вяжите, вышивайте), будьте доступны для вопроса, при этом показывая, что вы тоже заняты, и вы не мешаете друг другу. А что еще важнее — вы верите в его собственные силы.

  • Позволяйте ребенку самому принимать решения. Например: "Мам, да это устно. Давай не будем делать!" — "Это твое задание, если ты считаешь, что не нужно делать, то, конечно, не делай. Но если учительница завтра спросит тебя, ты бы хотел быть готов к ее вопросу? А если ты не будешь готов, что ты почувствуешь?" И если ребенок все равно откажется, пусть так и будет, он сам принял это решение, не заставляйте его. Позвольте ему учиться на своих ошибках. Нужно отметить, что это работает в случае среднестатистического школьника младших классов, который хочет поиграть, а не сидеть за учебой. Но он дорожит репутацией в школе и не хочет получать плохие отметки. Если же ваш ребенок уже вступил в область глубокого безразличия к школе — это отдельный разговор. Вам нужно будет сначала работать с его самооценкой, возрождать интерес к учебе, поощрять любые проявления тяги к знаниям, а уже потом говорить: «Да, конечно, не делай ничего, посмотри, что будет».

  • Как бы тяжело ни было  —  не кричите на ребенка, не упрекайте его в медлительности или невнимательности. Это только унизит его достоинство и плохо скажется на формировании самооценки. Лучше придумайте условный сигнал, который будет означать, что вы потеряли терпение. Например, выйдите из комнаты. Честно скажите ребенку, что вы рассердились и расстроились: время идет, а задача никак не решается.

Таким образом, помогая ребенку с уроками, вы демонстрируете свою заинтересованность в его успехах, вашу поддержку и готовность помочь, при этом — уверенность в его собственных силах и нежелание делать работу вместо него. Постепенно вы придете к тому, что ваш ребенок будет только просить проверить уроки, а затем и это не понадобится. Он станет самостоятельным и свободным. Это будет настоящая победа.

Источник: http://mel.fm/2015/10/30/homework