Искусственные вещи искажают цвет, фактуру и вибрации природных материалов, тем самым скрывают истинную картину реального мира. Это искусственный мир, не первозданный, он переделан человеком, а значит уже нагромождён «решенными» образами, то есть образами где фантазии нет места. Природные материалы (шишки, камешки, пенёчки палочки и пр.) только намекающие на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре.

Один и тот же деревянные пенек может быть и печью и машиной и и домиком. Если же дать ребенку «готовую» печь или машину ему не придется напрягать «мышцу» воображения и она остается неразвитой. Так же различные рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева.

Помогая ребенку развивать фантазию и воображение мы не создаем человека «парящего в облаках среди фей», этот человек будет способен создавать и творить, он может стать как художником так и инженером, он знает свойства материала не по урокам, а самостоятельно изучив. Ведь он неоднократно делал во дворе мост или типи, или домик для игрушки и многое другое. Изучив таким образом массу материалов: камень, дерево, шерсть, нитки, ткань, ракушки, шишки, кораллы, семена/орехи, песок земля, железо, человек с легкостью дополнит свои знания пластиком если это пригодится ему в жизни.

Но дополнить знания о пластике всем перечисленным будет сложно если вообще возможно. Также создавая атмосферу столь богатую разными материалами мы помогаем малышу развивать чувства осязания, обоняния, тепла/холода, зрения, равновесия, слуха и, конечно, мелкую и даже крупную моторику. 

Собирание природных материалов летом и осенью это еще и интересное занятие для всей семьи, и дополнительный предлог собраться на прогулку всем вместе. Зимой же в непогоду оставшись играть дома, можно рассматривая их вспомнить яркий летний денек, когда вы все вместе собирали каштаны и папа залез на дерево чтобы сорвать самый красивый, один из тех, которые не хотел еще падать сразу. Или как осенью вы из-за дождя застряли у крыльца какого-то дома, и там нашлось много шишек/каштанов, упавших с дерева рядом.

Собрав их сушили потом на кухне несколько дней, переворачивая и следя чтобы кот не укатил под диван. Это уже не собирание природных материалов для игры, а «собирание» ярких мгновений детства.

Из книги Фреи Явке об игрушках и  свободной игре