Почему учителя говорят, что в нашей школе учебный год продолжается до 10 июня и надо обязательно идти в поход? Разве поход - это не развлечение, не часть летнего отдыха детей, который каждый организует по желанию?

О физических изменениях в подростковом возрасте известно всем: костяк тяжелеет, движения могут стать угловатыми и грубыми, теряется грациозность. Появляются вторичные половые признаки. Особенно важны душевные проявления пубертата: в ребятах растет дух противоречия. Глубокие внутренние изменения, вызванные физическим половым созреванием, имеют как свои теневые, так и светлые стороны. Если правильно дать пищу уже имеющимся силам разума и чувству ответственности, то открывается вся красота и сила этого периода. Дети на собственном опыте познают, что такое одиночество и настоящая дружба, уверенность в себе и своих силах, истинный интерес к делу, смерть и любовь. Пробуждается самостоятельная жизнь чувств, изменяется отношение к собственному телу, к окружающему миру, к идеям и идеологиям. Это проявляется в интересе к окружающему миру, к людям, в потребности понимать причинные связи и давать свои оценки.

Поэтому в нашей школе начинают преподавать предметы так, чтобы это требовало не только самостоятельного мышления, но и собственной активности, которая выражается в чувственном познании законов окружающего мира, – законов, которые можно увидеть, услышать, ощутить всем телом. Ведь если мыслительная деятельность занимает много места в жизни человека, то чаще всего это происходит за счет развития чувств (ощущений). А современный мир ставит человека именно в эти позиции: традиционная школа направлена в основном на развитие мышления, высшая степень высокого уровня мыслительной деятельности – виртуальная жизнь, в которую погружает ребенка компьютер, губит мир его собственных ощущений. Так происходит «обездушивание» человека. Неправильно было бы еще со школы воспитывать молодых людей в этом направлении, заботясь только о том, чтобы они научились абстрактно мыслить. На уроках в нашей школе мы идем другим путем: переживаем явление, затем наблюдение дополняем экспериментом, а тогда уже переходим к абстракции (выводу).

Для этого необходимо иметь развитые чувства. Не те чувства, которые мы называем любовь, или дружба, или ответственность, а чувства-ощущения, которые помогают нам познавать окружающий мир. Конечно, это всем известные пять чувств, которые выделяет современная наука: слух, зрение, осязание, вкус, обоняние. Если же человеку помогает еще что-то, мы привыкли называть это «шестым чувством». Р. Штайнер включает в понятие «чувства» еще семь чувств, являющихся основой человеческого восприятия:

- чувство жизни, которое помогает человеку ощущать свое самочувствие, состояние, здоровье или недомогание, усталость;

- чувство равновесия, которое дает возможность ориентироваться в пространстве;

- чувство движения, которое позволяет человеку переживать свое телесное бытие;

- чувство тепла, с помощью которого человек не только ощущает температуру какого-либо предмета, но и познает душевный эквивалент тепла – пламенную страсть или теплые чувства, холодное отношение;

- чувство слова дает человеку способность воспринимать внутренние аспекты сказанного;

- чувство мысли позволяет человеку непосредственно воспринимать устную и письменную речь других людей;

- чувство «Я» другого человека является основой социальных способностей человека.

Педагоги нашей школы считают, что чувственная деятельность, чувственный опыт имеет особое значение для педагогики пубертатного периода. Большая часть нашей деятельности в средней школе направлена на то, чтобы задействовать чувственный опыт ребенка и тем самым развить его чувства, позволяющие ему познавать окружающий мир. Мы считаем, что во время похода все двенадцать перечисленных в статье чувств задействуются, обостряются и развиваются. Поэтому мы считаем походы продолжением учебного года и настаиваем, чтобы все ребята посещали поход.

И.В. Лондаренко